Новая идеология

Новый налоговый кодекс построен на идеологии, направленной на защиту интересов добросовестного налогоплательщика. Теперь все неясности и неточности будут толковаться в пользу налогоплательщиков, что позволит справедливо рассматривать налоговые споры, которые в настоящее время имеются из-за пробелов в законодательстве.

Также, новый Налоговый кодекс Казахстана предусматривает освобождение налогоплательщиков от ответственности за действия по разъяснению налогового органа по вопросам, которые впоследствии трактовались фискалами отлично от этого разъяснения. Таким образом, в случае если налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснением налогового органа, по которому впоследствии изменилась позиция, штрафы и пени в отношении налогоплательщика применяться не должны.

Усилено требование к обоснованности доначислений. Теперь в актах налоговых проверок должны быть указаны соответствующие обоснования. По сути такой подход всегда предполагался, но на практике налогоплательщика просто ставили перед фактом о том, что он должен доплатить такую-то сумму, а письменной аргументации налогового органа, которую можно было бы оспорить в суде, на руках у налогоплательщика не было.

Изменения в отношении специальных налоговых режимов

Снижена ставка налога для лиц, применяющих СНР на основе патента с 2% до 1%.

Однако до «01» января 2020 г. ставка налога для лиц, осуществляющих деятельность в сфере торговли, составляет 2%, за исключением доходов, получаемых путем безналичных расчетов, которые облагаются по ставке 1%.

Также с введением всеобщего декларирования будет ограничен перечень видов деятельности для патента с «01» января 2020 г.

Установлен единый размер доходов для юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на основе упрощенной декларации.

Однако, в среднесрочной перспективе планируется отменить специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

В перечень специальных налоговых режимов введен режим фиксированного вычета. Данный режим предусматривает фиксированный вычет в размере 30% без наличия подтверждающих документов. Также предусмотрен вычет в отношении фонда оплаты труда.

При применении режима фиксированного вычета применяется ставка по общеустановленному режиму.

Исходя из вышеизложенного, мы видим, что, к сожалению, такие изменения показывают тенденцию к ужесточению условий осуществления предпринимательской деятельности для МСБ.

Также хотим отметить, что МСБ, по своей сути, не являются основным источником налоговых поступлений в бюджет. Поскольку указанные выше изменения в системе налогообложения МСБ влекут дополнительную нагрузку для представителей данного сектора, действия государства в отношении ужесточения налоговых условий должны быть взвешенными и обдуманными.

Политика в отношении дивидендов

В целях реформирования налогообложения дивидендов предусматриваются:

  • дивиденды, выплачиваемые юридическими лицами-резидентами Казахстана в адрес физических лиц-резидентов Казахстана, облагаются по ставке 5%. При выполнении определенных условий Налоговый кодекс предусматривает освобождение от уплаты налога в случае получения дивидендов от юридического лица-резидента Казахстана;

  • дивиденды, выплачиваемые нерезидентами в адрес физических лиц-резидентов Казахстана, облагаются по ставке 10%.

Прочие изменения

С «01» января 2018 г. снижена ставка социального налога до 9,5%. А с «01» января 2025 г. ставка по социальному налогу будет в размере 11%. Данная мера применяется в целях снижения налоговой нагрузки, в связи с введением обязательных взносов в фонд медицинского страхования со стороны работодателей.

С целью расширения рынка аудиторских услуг и сокращения количества ликвидационных налоговых проверок:

  • увеличен порог совокупного годового дохода для проверки аудиторской организацией до 150 000 МРП (было 120 000 МРП);

  • отменена административная ответственность для аудиторских организаций в виде лишения лицензии.

Подготовлено командой Baker Tilly Kazakhstan