Согласно прогнозам, мировое потребление ягод в ближайшие десятилетия будет интенсивно расти. Ягоды набирают популярность среди потребителей как полезный для здоровья продукт. А рост доходов и улучшение транспортной логистики стимулируют их круглогодичные продажи и расширяют сферу использования. Ягодный рынок Украины только формируется, но близость к рынкам ЕС, конкурентные цены и качество вызывают интерес к украинской продукции.

За последнее десятилетие объемы продаж ягод выросли вдвое, причем прогнозы на ближайшие пять лет еще оптимистичнее. Самым высоким спросом в мире будут пользоваться малина, ежевика и голубика, в то время как потребление клубники останется достаточно стабильным. Украина имеет шанс стать ключевым производителем и поставщиком ягод на глобальном рынке: последние 5 лет это направление интенсивно развивается даже без государственной помощи и поддержки.

Благодаря усилиям маркетологов ягоды стали обязательной частью здорового питания

Европейские компании-производители потратили немало денег и усилий, продвигая с помощью привлеченных экспертов и знаменитостей мысль о пользе круглогодичного потребления ягод. Это привело к увеличению продаж не только свежих ягод, но и ягодосодержащей продукции — йогуртов, десертов.
Маловероятно, что этот тренд ослабеет в ближайшие годы. Регулярное появление публикаций с эффектными названиями по типу «Исследования показали, что компоненты голубики убивают раковые клетки» взвинчивают популярность «суперфруктов».

Голубика на Север, малина на Юг: тенденции потребления на европейских рынках  

Крупнейшими потребителями ягод являются северные страны, в частности Великобритания и Германия: они потребляют на 10 % больше, чем их коллеги по ЕС. Затем идут Дания, Нидерланды, Швеция, Польша и Чехия. А вот южные Испания, Франция и Италия — внизу списка.

Что касается предпочтений по видам ягод, вкусы в разных странах Европы тоже отличаются. Хотя есть и общая для всех черта — любовь к клубнике. Потребление этой ягоды составляет 75 % от общего объема.

Жители северных стран предпочитают темные ягоды, такие как голубика и черная смородина, в то время как в странах Южной Европы не могут устоять перед сочными красными ягодами — клубникой и малиной.

Спрос на ягоды по странам
Совокупный среднегодовой темп роста потребления ягод в странах ЕС за период 2010-2015 гг., в %

Китайский рынок в процессе созревания  

Большинство производителей ягод фокусируются на традиционных рынках импорта в Европе и Северной Америке, но некоторые ищут неосвоенные и перспективные направления. Самым интересным выглядит Китай. Крупные производители уже создают в этой стране совместные предприятия для покрытия растущего спроса.
Китайский рынок ягод растет вместе с доходами городских жителей и улучшением работы транспортной системы. За последнее десятилетие импорт клубники в страну увеличился больше чем в 3 раза, рынок голубики демонстрирует аналогичный тренд, но с опозданием. В Китае импортируемые ягоды очень востребованы, в отличие от произведенных локально. Основание для этого есть: в процессе выращивания ягод местные производители раньше использовали чрезмерное количество пестицидов.

Опыт ЮАР: общие усилия фермеров и государства по развитию отрасли приносят плоды

В 2011 году южно-африканские фермеры сформировали ассоциацию производителей ягод. В это же время правительство страны определило выращивание ягод одним из ключевых драйверов экономического роста, способствующих созданию большого количества рабочих мест. В одной из провинций, на площади в 500 га, реализуется проект по выращиванию голубики: страна планирует стать крупнейшим производителем этой ягоды в Южном полушарии. Как итог — рост производства на 30 % за несколько лет.

Ягодный рынок Украины развивается, лидеры продаж — клубника, малина, голубика


Объем рынка ягод в 2015 году превысил $250 млн, а всего украинские производители вырастили 190 тыс. т ягод. По данным проекта «АПК‑Информ: овощи и фрукты», ежегодно производство ягод в Украине увеличивается на 4 %. При этом уровень потребления ягод в Украине остается в четыре раза ниже европейского.

На свежем рынке ягод лидирует клубника: ежегодный объем потребления этой ягоды составляет 60–70 тыс. т, а производство растет на 2–5 % в год. Украина занимает седьмое место в Европе по объемам производства этой культуры, выращивая 6 % от всего мирового урожая.

Вторая по популярности в Украине — малина: под ее выращивание задействовано 6 тыс. га земли, а урожай в 2016 году составил 69 тыс. т.

Быстрыми темпами растет производство голубики: невзирая на дороговизну саженцев и длительный срок ожидания первого плодоношения (иногда до 5 лет), эта ягода является сверхрентабельной культурой.

Почуяли спрос — все на ягоды!

Ягодный рынок в нашей стране переживает стадию формирования: в бизнесе по выращиванию ягод задействованы мелкие фермеры, крупные агрокомпании и даже предприниматели без соответствующего опыта, пришедшие из других сфер. Ягодный бизнес, при правильном подходе к его организации, может быть очень высокорентабельным, поэтому количество участников будет только расти. Расширяться есть куда: урожайность ягодных культур в Украине на 7–20 % ниже, чем в похожей по климатическим условиям Польше.

Украинский рынок ягод очень зависим от экспортного спроса, поэтому его ассортимент пока лишен разнообразия. Только зарождается интерес к нишевым культурам ­— актинидии, аронии, жимолости, лимоннику, заметно оживление в производстве ежевики, клюквы, облепихи.

Экспорт украинских ягод: фокус на замороженной продукции

Продажи украинской ягоды раньше были ориентированы на Россию, поэтому в 2016 году Украина осталась без второго по важности внешнего рынка сбыта замороженной ягоды (47 %) и фактически единственного импортера свежей земляники (98 %).

Изменение экспортных направлений привело к переориентации на производство замороженных ягод, поскольку поставлять их удобнее и выгоднее. В 2015 году экспорт замороженных ягод был в 3 раза прибыльнее, чем свежих.

За последние пять лет экспорт ягод из Украины увеличился в четыре раза, среди самых востребованных — клубника, черника и клюква. На внешнем рынке за украинскую продукцию готовы платить на 30 % дороже.  Тем не менее экспортируется всего 8 % выращенных ягод. Одна из причин — неготовность аграриев вкладывать в маркетинг и продвижение своей продукции. Продавать ягоду с фермы проще, но и прибыль намного меньше.

Среди основных трендов развития ягодного рынка в Украине — органический экспорт, выращивание нишевых культур, создание кооперативов

  • Увеличение мощностей для заморозки ягод, которых сейчас не хватает. Экспорт замороженной ягоды активно растет: за первые шесть месяцев этого года на внешний рынок было отправлено на 56 % больше, чем за аналогичный период 2015 года.
  • Рост экспорта органической продукции. На данный момент экспортируется практически весь объем производимых органических ягод, так как внутренний спрос на них крайне низок. 
  • Выращивание нишевых ягод. Растущий спрос при низком уровне конкуренции делают это направление очень перспективным.
  • Поиск новых рынков сбыта. В приоритете выход на китайский рынок. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.
  • Создание кооперативов. Это хороший вариант для небольших производителей, который дает им шанс увеличить прибыльность и возможность сформировать большие партии качественного товара.  Например, собрать минимальную партию органических ягод на экспорт в размере 1 тыс. т — тяжелая задача для одного предприятия, но вполне выполнимая для кооператива.
Ягоды в мировом масштабе становятся все более востребованным и доступным продуктом. Самым перспективным рынком для украинского производителя является Европа, другие интересные экспортные направления — страны Ближнего Востока и Китай. Шансы есть: украинские ягоды дешевле, чем у конкурентов, и зачастую вкуснее. Но чтобы конкурировать с производителями из ЮАР, Мексики или Чили, нужно грамотно подходить к выбору продукции, вкладывая средства не только в производство, но и в ее внешний вид и продвижение.