Швеция привлекает своей открытостью и либеральностью в подходах к торговле, а также высокой покупательской способностью населения. Найти и занять свою нишу на этом рынке мечтают производители из многих стран. Наши  — не исключение. 
Проводим краткий ликбез с чем и как выходить на рынок Швеции украинскому производителю.
Текущая ситуация в двусторонней торговле не очень оптимистична, но перспективы есть
По результатам 2015 года Швеция занимает 20-е место или 1,1% от общего объема двусторонней торговли товарами между Украиной и странами ЕС. По состоянию за первые 9 месяцев товарооборот между Швецией и Украиной вырос на 58% и сейчас равен сумме в $470,3 млн. Это очень скромная цифра, тем более, что объемы экспорта составляют чуть больше трети этой суммы.  
В структуре экспорта украинских товаров лидирует продукция черной металлургии, а также древесина и изделия из нее, то есть сырьевой товар. На него приходится почти 42% общего объема. Впрочем, есть в перечне и товары с добавленной стоимостью — мебель, бумага и картон, печатная продукция. 
Чем украинские производители могут заинтересовать шведского потребителя

Швеция является одним из самых насыщенных и требовательных потребительских рынков в мире, а среди ее основных торговых партнеров такие страны как Германия, Голландия, Норвегия. Найти свою нишу украинскому производителю действительно непросто. На данный момент заинтересованность есть в  текстильной и бумажной продукции, изделиях из древесины, а также некоторых видах пищевых продуктов. В последней категории можно выделить:

Органическую продукцию, в том числе мед и сыр 

Сначала, конечно же, потребуется доказать соответствие своей продукции требованиям по качеству и нормам органической продукции, установленных ЕС, а это непросто. Но есть и плюсы — стабильный спрос, высокая рентабельность, а также возможность отгружать даже небольшие партии товара.  

Ягоды — как свежие, так и замороженные

Помимо традиционно востребованных клубники, малины и голубики, наблюдается рост спроса на черешню и крыжовник. 

Грецкие орехи 

Украина входит в топ-10 мировых экспортеров грецкого ореха. В это же время востребованность этого продукта на рынках стран ЕС, в том числе Швеции, очень высока.

Продукты питания под private label

Реальный способ зайти на рынок Швеции — предложить торговой сети, присутствующей в стране, производство своей продукции под ее торговой маркой. Такой вариант работы с рынками стран ЕС выбрала компания Чумак. Всего на рынке Швеции присутствует 5 крупнейших ритейлеров: ICA, которая занимает почти половину рынка, Axfood, Bergendahlsgruppen, COOP и Lidl.

Что касается алкоголя, то государство Швеция фактически является монополистом в сфере розничной торговли алкогольной продукцией 

Systembolaget — это государственная торговая сеть алкогольных магазинов, и только они имеют право продавать алкоголь, крепче 3,5 %. Это оставляет зазор для производителей некоторых видов слабоалкогольной продукции.

Чтобы наладить торговлю, нужно понимать специфику местного рынка, говорить с бизнес-партнерами на одном языке, придерживаться правил делового этикета 

Перед тем, как оформить документы на экспорт своих товаров в Швецию, в первую очередь изучите потребительские предпочтения, которые в Швеции достаточно специфические как в плане вкусов, так и требований к упаковке. Это основы продвижения бизнеса, которыми, тем не менее, многие начинающие экспортеры предпочитают пренебрегать. В идеале вкусы покупателей лучше изучать лично при посещении страны в составе бизнес-делегаций и в роли туриста.
Без хорошего знания английского языка не обойтись: Швеция является лидером по уровню владения английским языком в качестве иностранного. Если вы будете пытаться наладить контакт с шведским бизнесменом, не зная английского языка, вас просто не поймут, причем во всех смыслах. Знание шведского, конечно же, будет плюсом. 
При общении со шведскими партнерами обязательно придерживайтесь правил делового этикета. Это требование распространяется и на деловую переписку. Этика делового общения — еще одна прописная истина, незнание которой погубило не одно подающее надежды бизнес-начинание. Замечаний, безусловно, вам никто делать не будет, впрочем, как и предложений.
Возможные каналы проникновения украинских продуктов на рынок Швеции

Самый очевидный и все еще эффективный вариант — участие в международных тематических выставках 

Благо в Швеции они проводятся регулярно. Несмотря на то, что мир все глубже погружается в цифровые технологии, личное общение все еще остается самым лучшим способом завязать партнерские отношения.   
Помимо международных выставок существуют и специализированные. Например, посольство Украины в Швеции планирует проведение в марте 2017 года выставку-ярмарку украинских товаров. В приоритете продвижение продуктов питания и товаров легкой промышленности, однако представители других отраслей также приглашены. Участие в выставке бесплатное, кроме непосредственных затрат на поездку: оплата билетов, проживания и питания. Желающие участвовать в выставке могут связаться с первым секретарем экономического отдела Посольства Украины в Швеции Лилией Григорович по мейлу: lilia.honcharevych@mfa.gov.ua

Полезно наладить контакт с региональной Шведской Торговой палатой 

Украину, как и еще 12 стран пост-советского пространства, курирует Шведская Торговая Палата по странам СНГ, офис которой находится в России.Это неправительственная организация, состоящая из 70 членов — преимущественно шведских компаний. В ее задачи входит содействие развитию сотрудничества между Швецией и подопечными странами в формате проведения форумов и бизнес-завтраков, а также помощь желающим  участвовать в международных выставках и конференциях.  
Украинские производители могут присылать на мейл организации свое бизнес-предложение, и его распространят между ее компаниями-членами. Поэтому следует учитывать, насколько ваша деятельность соответствует их специализации. 

Отправить запрос в Open Trade Gate Sweden

Это государственная программа, призванная помочь иностранным производителям с выходом на рынок как Швеции, так и других стран ЕС. Шведские специалисты готовят развернутый ответ по каждому запросу: расписывают требования к продукции, могут помочь с поиском бизнес-партнеров. Также в рамках этой программы проводятся семинары по экспорту. В Украине подобное мероприятие имело место в сентябре этого года, при поддержке Совета экспортеров и инвесторов при МЗС Украины.  

Принимать участие в тендерах на госзакупки в других странах (GPA) 

С мая этого года Украина присоединилась к Соглашению Всемирной организации торговли о государственных закупках (Agreement on Government Procurement, GPA). Теперь украинские компании могут принимать участие в госзакупках 45 стран-участниц соглашения, среди которых страны ЕС, Япония, США, Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг и Канада.  Это один из самых простых способов выйти со своим товаром на экспорт. Преимущество в том, что не нужно тратить средства на продвижение товара, на поездки и поиск партнеров, на открытие зарубежных представительств. Достаточно найти подходящий тендер и правильно оформить заявку на сайте. 

Выходить на прямые контакты со шведскими компаниями на их сайтах 

90% населения Швеции является пользователями интернета. А это значит, что даже у небольшой компании, скорее всего, есть свой сайт. Если выслать бизнес-предложение по указанным контактам, можно рассчитывать на то, что его, как минимум, рассмотрят. Подобная схема выхода со своей продукцией на шведский рынок может сработать с IKEA, но в этом случае нужно производить товар в очень больших объемах. 
Шведский бизнес-менталитет основан на прагматизме и активном действии: не получается только у того, кто не пробует. Пробуйте — с нашими советами (и вашим качественным продуктом) у вас точно получится.