Мы привыкли к тому, что новые технологии делают нашу жизнь проще. Но в последние годы все чаще возникает вопрос — останутся ли они в статусе “ассистентов” или станут нашими конкурентами на рынке труда? 
Преимущество замены человеческого трудового ресурса роботами очевидна: умные автоматизированные системы выполняют многие виды работ продуктивнее, точнее и качественнее, чем люди. А еще им не нужны зарплаты и бонусы. Роботизация — это не проблема далекого будущего, а существующая реальность. В странах с развитыми технологиями, высоким уровнем зарплат и социальными гарантиями для сотрудников, процесс уже запущен.

Первый пошел: 34 работника японской страховой компании были заменены системой искусственного интеллекта (ИИ) 


Технология ИИ Watson, разработанная компанией IBM, способна анализировать и интерпретировать все полученные данные, в том числе неструктурированный текст, аудио-, видео- и графические изображения. Страховая компания будет использовать ее для сбора информации путем изучения медицинских справок и данных о хирургических вмешательствах или госпитализации. Система способна самостоятельно рассчитывать страховые выплаты. Таким образом руководство компании Fukoku Mutual планирует увеличить производительность на 30 %, при этом сэкономив на зарплатах сотрудников сумму, эквивалентную $1,2 млн в год. 

Глобализация и все более совершенные технологии приводят к появлению новых специальностей, одновременно делая ненужными уже существующие

Согласно прогнозам World Economic Forum, в результате развития робототехники и систем искусственного интеллекта, в ближайшие 5 лет работу могут потерять порядка 5 млн человек, работающих в странах, чьи экономики входят в топ-15. Совокупный рынок труда этих стран составляет 65 % от общего числа трудовых ресурсов. А, например, в Японии уже к 2035 году половина рабочих мест может быть занята роботами.

Автоматизация коснется практически всех сфер бизнеса — от производства и финансов до медицины и образования


Самые большие изменения затронут офисные и административные специальности, а также некоторые профессии из социальной сферы. Это увеличит и так существенный перекос в гендерном балансе: именно женщины в большинстве случаев задействованы в тех процессах, которые будут автоматизированы в первую очередь. В то же время вырастет спрос на такие специальности как аналитик больших объемов данных, архитектор, торговый представитель. 
Мало кто способен предсказать, каких масштабов достигнет автоматизация процессов в будущем, ясно одно: все существующие на данный момент специальности так или иначе претерпят изменения. Востребованными останутся такие социальные навыки как умение убеждать, эмоциональный интеллект и способность обучать.  

Система образования и профподготовки не поспевает за трансформацией рынка труда

Сложно представить, но 65 % нынешних учеников начальной школы будут работать по еще не существующим специальностям. Cовременное образование не способно обеспечить надлежащую подготовку: в будущем это может усилить проблему безработицы и, в то же время, привести к дефициту квалифицированных кадров. Даже сейчас последствия недостаточно адаптированной системы обучения и повышения квалификации ощущают 3 млрд людей работоспособного возраста.
Тревожные прогнозы — повод сосредоточиться на реформах в сфере образования  

Если начать действовать без промедления, используя момент трансформации для запуска долгосрочных реформ, можно не только уменьшить негативные последствия изменений, но и усилить эффект позитивных. 
Без кардинальной трансформации системы образования не обойтись: в большинстве стран мира модель школьного и высшего образования настолько отстает от скорости изменений на рынке труда, что помочь может только фундаментальная перестройка всей системы. 
Современные учебные программы должны давать базу для подготовки к вызовам будущего еще с раннего школьного, и даже дошкольного, возраста. В первую очередь, это касается развития цифровой грамотности на всех этапах и во всех направлениях образовательного процесса. Важна также готовность правительства и исполнителей на местах к внедрению инноваций в программу обучения. Кроме того, нужно сделать профессионально-техническое образование более эффективным и престижным.
Студентам важно иметь возможность стажироваться еще в процессе обучения, практикуясь в выбранной сфере деятельности. И тут потребуется взаимодействие учебных учреждений с деловым миром: бизнес сам должен быть заинтересован в приобретении молодого специалиста, уже адаптированного под нужды компании. 
Учитывая проблему демографического старения в развитых странах, где процесс автоматизации человеческого труда начнется быстрее, необходимо разработать адаптированные программы переобучения и курсы повышения квалификации для взрослого населения. 

Нужно уже сейчас подумать над упрощением перехода к новым стандартам рынка труда


Чтобы максимально упростить этот процесс, необходимо установить новые правила и стандарты, пересмотрев все действующие на данный момент рабочие модели и оценив их преимущества и недостатки. Облегчению переходного процесса способны помочь уже упомянутые выше программы обучения и переподготовки взрослого населения, обновленные принципы социальной защиты, а также активная работа служб занятости. 
Тяжело сказать, будем ли мы через 5-10 лет конкурировать с роботами за кусок хлеба или они просто возьмут на себя выполнение рутинных процессов, крадущих драгоценное время у специалистов. Возможно, поручив искусственному интеллекту механическую работу, человечество сможет найти более достойное применение своим способностям и талантам. Однако, чтобы не стать лишним в мире совершенных технологий, нам придется учиться и совершенствовать свои знания на протяжении всей жизни.