Designed by Freepik

Здоровые амбиции и уверенность в своих силах помогают добиться успеха. Но если руководитель компании — нарциссическая личность, это может привести к нежелательным последствиям: утаиванию информации о реальном (плохом) положении дел, приукрашивании действительности и некачественому бухгалтерскому учету.

К таким выводам пришли Дж. Скотт Джадд из Университета Иллинойса (Чикаго), Кари Йозеф Олсен из Университета штата Юта и Джеймс М. Стекельберг из Университета Аризоны.В своей статье они изучили взаимосвязь между уровнем нарциссизма СЕО и показателями качества бухгалтерского учета компании.

Джадд, Олсен и Стекельберг провели стандартный регрессионный анализ по выборке из 972-х руководителей в 793-х компаниях, начиная с 1991 года, для проверки того, повлиял ли нарциссизм руководителя на качество отчетов компаний.

Какие качества проявляет директор-нарцисс

Довольно сложно узнать уровень нарциссизма конкретного СЕО, не проведя анализ его личности, поэтому исследователи использовали два общедоступных факта: насколько больше получает генеральный директор по сравнению с другими высокооплачиваемыми директорами компании и как сильно представлена его личность в годовых отчетах.

Основная идея в том, что генеральный директор может проявлять по отношению к другим руководителям эгоизм, амбиции и жадность нарциссического человека, а фото на всю страницу в годовом отчете отображает чрезмерное тщеславие и саморекламу.

Нарциссизм и бухгалтерский учет

Исследователи обнаружили, что повышенный нарциссизм CEO сочетается с более высоким уровнем дискреционных начислений или уловками в бухгалтерском учете, не связанными с основным состоянием бизнеса, а используемыми для улучшения того, как выглядят доходы. Высокий уровень дискреционных начислений часто рассматривается как индикатор того, что заявления о прибылях бизнеса могут вводить в заблуждение и не быть столь высокими, как заявлено.

Нарциссизм генерального директора также связан с большей вероятностью пересчета прибыли, еще одним показателем качества бухгалтерского учета. Если компании приходится перепроверять свои показатели, то явно в первоначальном отчете что-то было не так.

Нарциссические СЕО платят за аудит больше

В качестве дополнительного косвенного показателя качества отчетности можно считать стоимость аудита. Исследователи обнаружили связь между нарциссизмом СЕО и более высокими внешними аудиторскими сборами. Это служит еще одним признаком того, что нарциссические руководители влияют на бухгалтерскую отчетность, поскольку бухгалтерские фирмы, приходящие на аудит компании, могут взимать больше налогов за то, что они должны тратить больше времени на расследование сомнительных записей. Внешние аудиторы могут также взимать более высокие пошлины, чтобы защитить себя от вероятности аудиторского риска, когда есть сложности с выявлением теневых операций в отчетности.

Джадд, Олсен и Стекельберг отмечают ограничения этого исследования. Они измеряют исторические отношения, и поэтому невозможно строго заключить, что плохая бухгалтерская отчетность связана исключительно с руководителями-нарциссами. Кроме того, хотя подобные критерии нарциссизма использовались в аналогичных исследованиях в прошлом и кажутся существенными, они по-прежнему являются косвенными и не столь же идеальными, как и фактические тесты личности руководителя.

Но все-таки исследователи смогли обнаружить взаимосвязь между теневой бухгалтерией и директорами-нарциссами. Стоит задуматься, не слишком ли часто ваш СЕО любуется на себя в зеркало?

via