Закончились аргументы для сотрудников, которые не хотят или не спешат понять преимущества развития soft skills? Вооружитесь фактами. Даже простая улыбка может изменить жизнь к лучшему – подтверждают многочисленные исследования.  

В широком понимании «мягкие навыки» — это то, что HR-менеджеры просят указывать в резюме в графе «личные качества»:  гибкость, умение убеждать, вести переговоры, находить нужный подход к людям и т.п. Но что лежит в основе этих качеств? Интуитивно мы уже давно нашли ответ на этот вопрос: позитивный настрой, доброжелательность и улыбка – вот, что помогает людям располагать к себе других. Теперь это предположение подтверждено и наукой: многочисленные исследования показывают, что улыбка – это мощный инструмент влияния на окружающих.

«Счастье для всех, даром…»

Профессор психологии Гарвардского университета Дениел Гилберт в интервью Harvard Business Review  отметил, что в последние годы к изучению феномена счастья подключились не только психологи, но и неврологи и даже экономисты.  Как результат – научное подтверждение тому, что счастье на рабочем месте возможно, и, более того, что ощущение счастья может влиять на продвижение по карьерной лестнице и на экономически результаты деятельности организации.

Американский психолог профессор Эд Динер из университета штата Иллинойс утверждает, что позитивное общение с окружающими и служит тем механизмом, который запускает выработку  «гормонов счастья».

Улыбка – двигатель карьеры

Чем выше вы взбираетесь по карьерной лестнице, тем большую роль играют «мягкие навыки», в то время как профессиональные отходят на второй план. Мы часто удивляемся, почему повышение получает не лучший специалист своего дела, а тот, кто умеет найти подход к руководству. Но это только на первый взгляд кажется несправедливым, а если разобраться – что важнее для руководителя: уметь делать все самому, или уметь организовать и вдохновить команду?

Сигнал, который предполагает, что мы заслуживаем доверия и открыты к сотрудничеству, —  это улыбка. Исследователь Йорн Шарлеманн из Оксфорда доказал, что одна только улыбка повышает готовность людей доверять друг другу на 10%.

Улыбка на переговорах

Как отмечают психологи, верный способ расположить к себе собеседника – это копировать его действия: сесть в ту же позу, повторять те же движения. Часто, однако, это копирование выглядит нарочитым и приводит к обратному эффекту: человек начинает с подозрением относиться к вам.

С улыбкой другое дело. Улыбнувшись, вы автоматически получите улыбку в ответ, потому что эта взаимная реакция заложена на подсознании. Таким образом, ритуал взаимных повторений будет соблюден. Правда, ученые из Государственного университета Северной Дакоты предостерегают: согласно их исследованию, только около 50% людей реагируют на улыбку улыбкой. Поэтому в арсенале переговорщика должны присутствовать и другие социальные навыки.

Сфера обслуживания – зона риска

А как насчет экономической эффективности: приносит ли улыбка реальные деньги? Исследование Tidd и Lockard (1978)1 обнаружили, что улыбающиеся официантки получают гораздо больше чаевых, чем их угрюмые коллеги. Но здесь кроется и опасность. Постоянное несоответствие между реальными и изображаемыми эмоциями может быть психологически утомительно, и привести к профессиональному выгоранию. Особенно остро эта проблема стоит в Японии, где работники сферы услуг, например, стюардессы или продавцы, часть своей зарплаты получают фактически за то, что улыбаются клиентам.

Лояльность для малого бизнеса

Недавний опрос, проведенный Kingston Business School среди 1216 руководителей среднего и малого бизнеса и их 2006 покупателей, показал, что улыбка и доброжелательное приветствие является наиболее распространенной причиной (59 %), почему потребители остаются лояльными к мелким компаниям. Тем не менее, лишь немногим более половины (54%) владельцев компаний заявили, что используют практику улыбок в своем бизнесе. Фактически, недоиспользованным является ресурс, который приносит верных клиентов!

Почти сто лет назад Дейл Карнеги заставил задуматься мир бизнеса о силе улыбки: «Она ничего не стоит, но много дает. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Она длится мгновенье, а остается порой навсегда». Сегодня верность этих афоризмов подтверждена научными исследованиями.



[1] Tidd, K.L. & Lockard, J.S. (1978). Monetary significance of the affiliative smile: A case for reciprocal altruism. Bulletin of the Psychonomic Society, 11, 344-346.