Когда Фернандо Алонсо уже во втором повороте Гран При Малайзии 2013 года сломал переднее крыло, столкнувшись с машиной Себастьяна Веттеля, он не стал заезжать в боксы. Потом многие критиковали его за это решение, поскольку почти сразу, на втором круге, из-за поврежденного крыла его машина сошла с трассы. В этом виде спорта гонщика могут подвергнуть критике за многие неверные решения, но никогда – за поврежденный или даже уничтоженный болид.

Поломка, как часть бизнеса

Аварии в Формуле 1 – это часть плана, поскольку ставки в гонках высоки, а борьба идет на больших скоростях. Например, сломанное крыло стоит около $70 000. Это небольшая сумма для бюджета такой команды, как Red Bull Racing, годовой бюджет которой составляет более $200 миллионов.

Каждая команда Формулы 1 – это гигантское предприятие, которое в среднем тратит не менее $10 миллионов за 1 гонку. В перечень затрат входят сотни позиций — обеспечения перевозки 76 тонн грузов, в среднем 2000 блюд для персонала за три гоночных дня, перелеты и многое другое. Большинство средств идет на разработку двигателей, поскольку команды вынуждены содержать большой штат инженеров, нести расходы на испытание, доработку и производство суперсовременных моторов. Но все эти затраты прогнозируемы и закладываются в ежегодный бюджет. 

Другое дело, оценка затрат, связанных со столкновениями либо поломками во время гонок. Гонщику не прикажешь беречь автомобиль. По словам Эстебана Гутьерреса, пилота команды Sauber, аварии это не только сопутствующий гонкам риск, но и важная часть развития каждого гонщика. Пилоты приходят в Формулу 1 из других соревнований, где оттачивается их гоночное мастерство. «Чтобы достигнуть высот – говорит Гутьеррес –  драйвер должен научиться рисковать и выжимать максимум, находя грань, за которой теряется контроль. И аварии – часть такого обучения. Если ты никогда не был в аварии, ты не совершал ошибок – а без них прогресс невозможен».

Каждой аварии – свой бюджет

По словам Росса Брауна, босса команды Mercedes, в годовом бюджете каждой команды предусмотрена определенная сумма на ремонт и запчасти для машин на случай столкновения или поломки. Однако если эти затраты начинают превышать запланированный минимум, руководство команды вынуждено изымать средства из других статей бюджета. «Почти всегда эти деньги берутся из бюджета R&D» — утверждает Браун. Однако бюджет на поломки – фиксированный, поэтому если в течение сезона у нас случается много аварий, это имеет последствия для всех остальных сфер деятельности команды, поэтому это требует особенно внимательного управления финансами команды.

Составляя годовой бюджет, команды принимают во внимание несколько факторов, ведь на стоимость каждой аварии или поломки влияет не только фактическая стоимость запчастей. Джон Бут, один из руководителей российско-британской команды Marussia F1 Team, утверждает, что больше всего на стоимость аварии влияет то, в какое время года произошла авария. «Поскольку количество запчастей рассчитывается на каждую гонку, то непредвиденная авария в начале сезона стоит дороже из-за необходимости срочной замены компонентов. В то же время к концу сезона у команды накапливается запас неиспользованных деталей, поэтому если авария случается в последние три-четыре гонки сезона, она практически ничего не стоит» — резюмирует Джон Бут. 

Чтобы правильно прогнозировать расходы, команды производят оценку и составляют финансовую модель для каждого вида аварии. Происшествия разбиваются на несколько типов, согласно пострадавшим в них частям болида а затем считаются необходимые на восстановление затраты. По словам директора Marussia, в команде существует калькуляция для несколько типов аварий. Например, фронтальное столкновение, с заменой носовой части и крыла, или угловое столкновение, которое требует замены колеса и элементов его подвески. Сколько стоит замена стойки заднего колеса болида Формулы 1? Примерно в $100 000. Однако бюджет на поломки -фиксированный, и если в течение сезона у Mercedes случается много аварий, это имеет последствия для всех остальных сфер деятельности команды, и требует особенно внимательного управления финансами.

Право на ошибку

Несмотря на высокую стоимость даже незначительного столкновения, команда никогда не оказывает давления на гонщиков с целью сохранить болид в целости. «В очень редких случаях, когда мы ставим на автомобиль совершенно новый компонент, то когда гонщик совершает тестовый заезд, чтобы опробовать этот компонент его в деле, мы можем попросить его учитывать этот момент» — добавляет Бут. «Но это единичные ситуации. Это наша ответственность – иметь необходимое количество запасных частей и уложиться в бюджет».

Один вид затрат, который не так просто спрогнозировать, это необходимое количество персонала в гараже. После аварии механикам необходимо успеть отремонтировать болид до следующей гонки. По словам Джона Бута, если такое случается во время квалификации, то механики работают всю ночь накануне гонки.

Анализ аварий включает в себя не только расчет затрат. По словам Хеви Пухолара, гоночного инженера команды Williams, при наступлении аварии команда в первую очередь анализирует и пытается понять, почему и как она случилась.

«Мы пытаемся разобраться, что стало причиной аварии  — ошибка или поломка. Если чтото ломается, мы должны быть очень осторожны. Если поломался какой-то компонент болида, мы изучаем второй болид и не выпускаем его на трек, пока не поймем, что произошло. Если что-то пошло не так по вине пилота, мы просто ремонтируем авто и возвращаем его на трек».

Крайние – всегда механики

В истории Формулы 1 нет другого такого гонщика, как Андреа де Чезарис. Он обладает абсолютным рекордом по количеству аварий. Кроме того, из 214 гонок, он только в 61 случае пересек финишную черту. В остальных случаях он не доезжал до финиша изза поломок, столкновений и вылетов с трассы. За такой стиль езды его имя Andrea de Cesaris переделали в ироничную кличку «de Crasheris». Так вот, однажды механики настолько устали от его гоночной манеры, что отказались ремонтировать очередной разбитый им автомобиль.

С тех пор, конечно, многое изменилось. Но сколько бы ни стоила каждая авария,  неизменным остается только одно: отдуваться за все будут именно механики. Но для них это также часть работы. Каждый из них в гонках провел уже немало времени и привык к бессонным ночам. По словам Марка Веббера, пилота Red Bul, «в гараже аварии происходят постоянно». В том смысле, что в мире гонок, где автомобили улучшаются постоянно, механики частенько вынуждены полностью разбирать болид, а затем собирать его снова.
____________________________

По материалам The New York Times
фото CHEN WS / Shutterstock.com