Даже после доработки Закон выглядит сыро, а это значит, что на практике будет возникать много вопросов с его применением, особенно учитывая крайне сжатые сроки, данные компаниям для внесения решающих коррективов в жизнедеятельность собственных организаций.

Один из знатоков государственной деятельности древнегреческий философ Платон сказал: «Во всех государствах справедливостью называется  одно и то же, а именно то, что выгодно существующей власти».

Зачем вводят ТЦО

Целью Закона является ужесточение условий налогообложения прибыли, которая вытекает за границу в «налоговые гавани». Министерство доходов делает прогнозы, ожидая существенных вливаний в госбюджет, говоря о 20 млрд. грн. уже в течение трех лет. Однако эксперты скептично настроены к таким прогнозам, и считают, что сумма поступлений окажется вдвое меньшей. Именно проблемы с наполнением госбюджета вызвали подобную спешку в принятии Закона.

Новые ограничения и последствия для бизнеса

Как и ожидалось, требования нового Закона вызвали недовольство представителей крупного бизнеса. Налоговый контроль будет осуществляться в том случае, если совокупный объем операций с каждым контрагентом превысит 50 млн. грн. в год. А нововведения сулят огромные потери для компаний, зарегистрированных в странах с низкими ставками налогообложения.

Однако украинские сделки, за некоторыми исключениями, не подпадают под контроль, что снизит административную нагрузку на бизнес. Кроме того, это поможет избежать бюрократичного оформления сделки, что крайне выгодно для крупных холдингов, которые проводят по несколько тысяч таких операций.

Дополнительные требования к бизнесу

1.   Контролироваться будут операции между связанными лицами, круг которых значительно расширили (пп. 14.1.159 Налогового кодекса), так что теперь будет намного сложнее доказать свою несвязанность.

2.      Отчетность разделена на две части:

  • отчет с перечнем контролируемых сделок, подаваемый ежегодно до 1 мая года следующего за отчетным[1].
  • документация, в которой обосновывается рыночность цен. Она подается только по запросу налоговых органов (пп. 39.3.1 Налогового кодекса предусматривает определение цен по одному из пяти методов: метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи); метод цены перепродажи; метод «издержки плюс»; метод чистой прибыли; метод распределения прибыли).

3.     Что касается НДС, то из Налогового кодекса исключено положение о том, что обычная цена импортированных товаров не может быть меньше таможенной стоимости этих товаров.

4.     Сделки между зависимыми лицами внутри страны будут контролироваться только в том случае, если одна из сторон сделки имеет убытки, уплачивает налоги по пониженным ставкам или пользуется специальными налоговыми режимами.

5.      Закон предусматривает существенные санкции за непредставление такой документации:

  • 5% от общей суммы контролированных операций в случае непредставления отчета о контролированных операциях;
  • 100 размеров минимальной заработной платы – за непредставление документации по запросу налоговых органов.

6.   Переходной период – 1 год (01.09.13 — 01.09.14). В течение этого времени к предприятиям, которым доначислены налоговые обязательства по ст. 39 Налогового кодекса, применяется штраф размере 1 грн. Однако это положение не касается штрафов, предусмотренных п. 120.3 Налогового кодекса (5% — за непредставление отчета, и 100 минимальных заработных плат — за непредставление документации по запросу). 

7. Уточнены переходные положения для отдельных секторов экономики на первые 5 лет действия Закона (это касается сельскохозяйственной и металлургической продукции, железорудного сырья и продукции химической отрасли).

Что предстоит изменить в своем бизнесе

Учет всех новых требований вынудит компании ввести новую налоговую оптимизацию. Однако, внедрение принципов трансфертного ценообразования на предприятии – это долгий и трудный процесс. Вот долгосрочный план по внедрению ТЦО на предприятии:

  1. Структурные изменения в рамках группы компаний.
  2. Разработка методологии ТЦО (подбор методов, источников данных и корректировок по сделок).
  3. Изменение учетных процедур и стандартов (построение системы управления рентабельностью операций с трансфертной ценой).
  4. Построение системы отчетности (подготовить систему формирования и консолидации документов по ТЦО).
  5. Модернизация IT (внедрение дополнительных моделей или отдельных систем, интерпретация новой необходимой информации).
  6. Кадровая реструктуризация (вам понадобится специалист по трансфертному ценообразованию, а может придется сформировать и целый отдел).
  7.  Изменение внутреннего документооборота (составление должностных инструкций).

Важно понимать, что применение налоговыми органами данного Закона со всеми его несовершенствами может привести к негативным результатам, и, как правило, от этого страдают налогоплательщики, а не законодатель.  Поэтому компаниям нужно подготовиться буквально ко всему.



[1]http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/408-18/page