Экологический аудит (Environmental Audit) является одним из видов нефинансовой отчетности, который  помогает компаниям получить доступ к зарубежным кредитным ресурсам. Однако наличие сертификата о прохождении экоаудита упрощает не только общение с зарубежными инвесторами, но и с потенциальными торговыми партнерами. Что нужно знать о требованиях экоаудита для работы на западном рынке?

Стандарты экоаудита – есть варианты

Существует несколько типов стандартов этого вида нефинансовой отчетности. Одним из них является Глобальный договор ООН, который включает в себя 10 принципов, часть которых – экологические. Также существует стандарт GRI (Global Report Initiatives), согласно которому от компании требуются конкретные показатели экологической результативности. По стандарту GRI  анализируется девять аспектов: материалы, энергия, вода, биоразнообразие, выбросы, сбросы и отходы, продукция и услуги, соответствие требованиям, транспорт, а также общие аспекты. К примеру, одной из немногочисленных украинских компаний, которые работают в соответствии с принципами GRI, является «Оболонь»[1].

Аудит также может проводиться по стандарту EHS (Environment Health Safety). Он отличается от двух вышеперечисленных тем, что комбинирует в себе анализ экологических факторов и некоторых аспектов охраны труда.

Регулярный аудит проводится минимум дважды в год, а для предприятий с не очень развитой системой управления охраной окружающей среды и невысоким уровнем ответственности – чаще, в том числе и за счет неанонсируемых проверок. В узкоспециализированных сферах, например в компаниях, занимающихся лесопоставками, проводится отдельный аудит, который зависит от рисков несоответствия. Исходя из величины этих рисков, определяется тип аудита (частичный или полный) по всей цепочке поставок. Соответствие определенному стандарту обычно указывается в приложении к основному договору о взаимодействии компаний.

Этапы прохождения и критерии

Прохождение экоаудита начинается с выбора компании-провайдера, которая сформирует группу аудиторов, составит график их работы и согласует его с предприятием. Далее предусматривается проведение большого количества замеров, первым из которых является детальное обследование предприятия – производственных мощностей, оборудования, используемого сырья, технологии работы, возможных и реальных отходов, выбросов, сбросов и т.д. По окончании этого этапа аудиторы интервьюируют всех сотрудников компании, независимо от должности.

Заключительным этапом проверки является работа с документацией, параллельно с которой аудиторы изучают всю природоохранную документальную базу за период 3-5 лет, включая все предписанные инспекциями и природоохранными управлениями инструкции, а также штрафы.

После проведения всех нормативных процедур составляется детальный отчет, в котором провайдер анализирует все имеющиеся несоответствия и подает список требований по их исправлению. Их разделяют на так называемые «musts», например «сильное загрязнение окружающей среды», «детский труд» или «неизвестные источники древесины». В случае невыполнения этих требований поток инвестиций может приостановиться, а у поставщиков могут прекратиться закупки вплоть до устранения конкретного несоответствия и анализа его причины. При более глобальных нарушениях применяется Business Consequence, в ходе которого составляется новый план устранения несоответствий, а отношения между компаниями «замораживаются» на существующем уровне.

Критерии аудита определяются двумя составляющими: национальным законодательством той страны, где расположена компания, и корпоративным стандартом (IWAY). Как правило, применяется более жесткий из двух, обычно это законодательство. Выполнение этого критерия – своеобразный индикатор адекватности партнера и страховка от разнообразных рисков. Также одним из требований стандарта является проведение внутреннего аудита, (критерии те же, что и для внешнего). Если работа внутреннего аудитора соответствует качеству работы провайдера, то регулярные внешние аудиты прекращаются, но многие компании все равно не отказываются от таких проверок.

Итоговые преимущества

Получение успешных результатов экоаудита во многом зависит от национального законодательства, предложенного партнерами стандарта, уровня дисциплины и ответственности работников, разнообразных внешних факторов. Регулярное проведение экоаудита держит компанию в тонусе, положительно влияет на качество процессов и продукции компании и существенно снижает уровень негативного влияния на окружающую среду. Благодаря управлению рисками компании становятся более стабильными, получают большую долю рынка и, как следствие, повышают свою стоимость. А обнародование результатов аудита способствует повышению лояльности природоохранных органов и органов местного самоуправления.

____________________________________

[1] http://www.investgazeta.net/praktika/ekologicheskij-audit.-ne-tolko-imidzha-161171/