«Офшоры — это уже не модно, — считает представитель Союза налоговых консультантов Украины Алексей Шматко. — Наряду с их преимуществами в виде уклонения от уплаты налогов или в виде анонимности, они несут в себе большие риски собственности. Мы помним историю с телеканалом ICTV, мы часто слышим информацию о том, что тот или иной бизнес стал жертвой рейдерской атаки из-за неудачного офшорного планирования».[1] 

Закон о трансфертном ценообразовании, который призван действовать в качестве «санитара леса», уже принят, но украинским компаниям всё еще предстоит пройти через трудоёмкий процесс качественной имплементации механизмов трансфертного ценообразования в практику. И хотя первая проверка относительно ТЦО грядет не раньше 1 мая 2014 года, начать готовиться к ней нужно прямо сейчас.

Проанализировать и сравнить обстановку

В данном случае промедление штрафам подобно. Некоторые компании всё еще не начали планирование и подготовку к первой проверке налоговой, мотивируя это тем, что она пройдет не раньше конца весны или даже начала лета следующего года. К сожалению, опыт других стран указывает на ошибочность такого подхода, так как с первого раза качественно подготовиться получается не у всех. Ситуация в России прекрасно это иллюстрирует: из-за того, что практически никто не сориентировался вовремя, должного уровня готовности не получилось. Именно из-за этого проверки относительно трансфертного ценообразования были перенесены на ноябрь. Эта информация даёт ложную надежду на повторение ситуации для украинских компаний, но не стоит расслабляться и надеяться на бесконечное откладывание сроков. Помните, налоговая не сможет потребовать у вас того, что не прописано в Законе. Разве это не стимул максимально изучить его заранее?

Из-за «опасений» работников налоговой службы, что налогоплательщики не воспримут требование о подаче обязательной отчетности всерьёз, был установлен штраф. Так что, за неподачу или подачу не в полной мере отчета о контролируемых операциях или первичных документах предусмотрен штраф в размере 5% от суммы операций компаний. В отличие от украинского,  правительство ряда других государств нашло иные способы мотивировать бизнес подавать документы по ТЦО. Например, в России штраф за неподачу отчета о контролируемых операциях не превышает 200 долларов США, но зато правильно подготовленная документация освобождает налогоплательщика от штрафных санкций даже в случае выявления нарушения.[2]

Составить реестр сделок и определить, какие из них контролируемые

На первом  этапе подготовки следует наладить анализ всех проводимых в компании сделок. Его следует организовать в соответствии с алгоритмом определения контролируемых операций для целей трансфертного ценообразования.[3] Таким образом, будут определены виды имеющихся сделок, что упростит отбор тех, которые попадают под определение контролируемых в соответствии с Налоговым кодексом. Этим рекомендуем заняться уже начиная с сентября 2013 года. Для начала с этой задачей может справиться и финансовый аналитик, но грядущие перемены скорее всего повлекут за собой расширение штата компании за счет специалистов по ТЦО, которых согласно исследованию компании Ernst and Young не достаточно на рынке труда.[4]

Анализ сделок зачастую проводится постепенно. Кроме того, его можно упростить при помощи ведения реестра. Он поможет наглядно продемонстрировать критерии, по которым сделка была или не была отобрана в категорию контролируемых. Не спешите создавать новый отдел. Важно понять объем работ. В том случае, если у компании набирается меньше пяти контролируемых сделок, смысл создавать целый отдел специалистов по ТЦО пропадает, ведь с таким объемом работы может справиться финансовый директор в одиночку. Гипотетически, можно создать программу, которая будет отслеживать контролируемые сделки в автоматическом режиме. Если речь идет о крупной компании с большим количеством многомиллионных сделок, то стоит дать такое техзадание штатному программисту. Создав такое программное обеспечение, можно будет не только автоматизировать весь процесс, но и упростить подбор необходимого метода определения цены.

Далее следует разобраться со связанными лицами. В соответствии с Налоговым кодексом для целей ТЦО связанные лица – это нерезиденты или нерезиденты из страны со ставкой налога на прибыль (корпоративным налогом) на 5 и более процентов ниже, чем в Украине (с учетом перечня КМУ); или же это резиденты, которые показали убытки за предыдущий год, находятся на специальных режимах налогообложения, уплачивают НДС и прибыль не по базовой ставке или не были плательщиками этих налогов на начало года. Компании  предстоит провести тщательный анализ, чтобы выяснить, кто из тех, с кем она сотрудничает, будет считаться связанным лицом.

Определить модель учета и назначить ответственных лиц

Следующим вашим шагом должно стать определение методики учета, ведь только после утверждения его модели можно будет начать продолжительную подготовку соответствующих документов и материалов.

Согласно Закону о ТЦО возможно применение таких пяти методов:

  • метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи). Трансфертная цена определяется по цене сопоставимых товаров при схожих обстоятельствах. Этот метод является приоритетным;
  • метод перепродажи. Этот метод формирует трансфертные цены на основе цены перепродажи товаров несвязанным лицам, при этом расход налогоплательщика на эту перепродажу вычитывается;
  • метод “затраты плюс”. В соответствии с этим методом трансфертная цена состоит из прямых и косвенных расходов, к которым прибавляется сумма рыночной наценки. Чаще всего его используют для взаимодействия со связанными лицами или для операций в рамках группы;
  • метод чистой прибыли. Согласно этому методу размер цены определяется при сравнении размера чистой прибыли в контролируемой операции и размера чистой прибыли в неконтролируемой операции. Его часто используют в том случае, если информации для использования метода сравнительной неконтролируемой цены не достаточно;
  • метод распределение прибыли. Для его использования потребуется несколько условий: наличие цепочки тесно связанных операций и наличие значительного влияния на ценообразование нематериальных активов. Соблюдение этих условий позволяет организовать рыночное распределение прибыли между контрагентами проводимой операции.

Налогоплательщикам разрешается использовать различные комбинации установленных методов при условии, что они докажут целесообразность использования того или иного метода. Если нет, то приоритетным считается применение метода сравнительной неконтролируемой цены. Закон также запрещает использование других, не прописанных в Законе методов, пусть даже и в комбинации с установленными.

Ознакомиться с исключениями из правил

В случае взаимодействия с иностранными компаниями в рамках Закона о ТЦО следует помнить о некоторых особенностях, присущих законодательству их стран. К примеру, законодательством Греции и Исландии предусмотрено регулирование трансфертных цен, но отсутствуют установленные методы, применяемые при таком регулировании, а законодательство Португалии обязывает в первую очередь применять метод сравнительной неконтролируемой цены или метод перепродажи, и только затем, если их применение невозможно, допускается использование других методов.[5]

Если говорить об украинском Законе, то есть несколько исключений, традиционных для отечественной налоговой системы. Некоторые виды цен будут считаться обычными, например:

  • цены, регулировать которые может государство;
  • цены в тех операциях, где применение методов трансфертного ценообразования; невозможно, но проведение оценки обязательно;
  • цены, определенные аукционом;
  • цены, которые стали результатом обращения взыскания на заложенное имущество;
  • цены, прописанные во фьючерсных и форвардных контрактах, которые были определены как обычные на момент их подписания.

Закон о трансфертном ценообразовании также отменяет правило допустимых отклонений в пределах 20%: теперь любое отклонение от рыночного диапазона цен будет подлежать корректировке. Исходя из вышеизложенной информации, важно помнить, что только благодаря своевременно начатой подготовке к грядущим изменениям можно будет избежать серьёзных проблем с налоговой, а если начать этот процесс сейчас, то есть шанс, что все пройдет последовательно и без ошибок.  



[1] http://delo.ua/finance/transfertnoe-cenoobrazovanie-destimuliruet-biznes-rabotat-s-off-210318/?supdated_new=1377608735

[2] http://forbes.ua/opinions/1354890-zachem-ukraine-pravila-transfertnogo-cenoobrazovaniya

[3] http://tax.38044.org/11749

[4] http://www.ey.com/RU/ru/Newsroom/News-releases/Press-Release—2013-07-25

[5] http://www.korpusprava.ru/ru/publications/analytics/metodi-transfertnogo-cenoobrazovaniya-sravnitelnaya-harakteristika.html