В 2010 году IBM получила тревожные результаты ежегодного исследования, которое компания проводит путем опроса более 1,500 генеральных директоров по всему миру. Результаты опроса назвали «самым большим вызовом для лидеров бизнеса за восьмилетнюю историю исследования». Поводом для беспокойства стало то, что 80% руководителей крупных бизнесов осознавали, что их компании не готовы к тем изменениям, которые продиктованы использованием и внедрением информационных технологий.

Для украинских компаний вызовы, связанные с внедрением новых технологий, выглядят еще более сильными. Нет простого рецепта, как этим вызовам противостоять, и какую стратегию в области информационных технологий использовать. Но мы попытались обобщить основные проблемы и подсказать несколько не очевидных направлений, на развитие которых должен обратить внимание СEO украинской компании.

Сайт – действительно ли с ним все ясно?

Может показаться, что сайт – это не та технология, о которой стоит сегодня беспокоиться руководителю. Однако у большинства украинских компаний сайт все еще остается просто дорогостоящей визитной карточкой. Но в современном мире он может стать полноценным инструментом продаж. Гуру бизнеса утверждают, что сайт компании должен зарабатывать, что это лучший инструмент привлечения клиентов. Но как же добиться этого? Почему сайт есть, а денег нет?

Любая серьезная вещь требует настройки. Мало купить дорогой Gibson Les Paul 1962-го года, чтобы звучать как Гарри Мур. Нужно еще понимать, на какие лады нажимать и какие струны дергать. Раз вы работаете для людей, вам необходимо им нравиться.

Эффективный сайт сегодня – это не яркий баннер или потрясающий дизайн главной страницы. Сайт должен быть удобен в использовании прежде всего для ваших клиентов.

Для вашего клиента он должен стать удобным инструментом, который позволит не только быстро сориентироваться в ваших услугах, но и подскажет какие возможности он получит, покажет, как решать его повседневные проблемы. Для службы продаж такой сайт станет инструментом получения данных о потенциальных клиентах. Для маркетинга сайт может стать инструментом всех корпоративных коммуникаций с клиентами онлайн и каналом по привлечению, удержанию и вовлечению клиентов.

Чтобы начать процесс по превращению сайта в инструмент привлечения клиентов, CEO должен определить, как сайт будет реализовывать клиент-ориентированную стратегию бизнеса, какие функции он будет выполнять. После этого произвести usability-аудит, наполнить сайт постоянно обновляющимся качественным контентом для клиентов и настроить инструменты lead generation. И наконец, интегрировать его с CRM-системой.

CRM – как это работает?

Еще одна, на первый взгляд очевидная технология. Многие уже успели ее внедрить и разочароваться. Но те, кто говорят, что CRM – бесполезная штука, просто не умеют с ней обращаться.

Собственникам отечественного бизнеса свойственно думать, что покупая CRM, они получают волшебную палочку – программу, внедрение которой увеличит продажи. Это заблуждение. Как и в случае с сайтом, вы приобретаете всего лишь инструмент, способный увеличить прибыль, но не сформировать ее из ничего. Как  пользоваться этим инструментом?

На самом деле СRМ-ка в той или иной форме существовала задолго до компьютеров. Информацию о клиентах всегда пытались сохранить (сначала записи от руки, потом в программах по типу Excel), но программы CRM способны организовать поток случайных контактов в базу потенциальных покупателей. Это особенно важно для компаний, где клиенты подолгу принимают решение о покупке, и процесс принятия решения растягивается на недели и даже месяцы. 

Лояльность, индивидуальный подход, согласованность действий – это важные факторы при заключении крупных сделок. Заинтересованность в дальнейшей судьбе клиента, внимание к деталям, поздравление с праздниками – это основа постпродажной деятельности. Предугадывание потребностей клиента – это путь к удержанию клиента. Со всем этим и должна помочь CRM-система.

Эта технология обеспечивает упрощение процесса общения с клиентом, но не гарантирует автоматического роста продаж. Поэтому, планируя покупку CRM-системы, необходимо позаботиться об обучении продавцов, поскольку общаться с клиентом будут все же они, а не программа.

Сервер в облаке

Что такое хранение в облаке? Это такая организация работы софта, при которой значение имеет только «мозг» компьютера, а не его «физическое тело». А этот «мозг»  находится в сейфах Интернета. То есть данные компании не привязаны к конкретному компьютеру. Так работают Google Docs, Gmail, Facebook, Amazon, Twitter и многие другие. Теперь нет необходимости  в огромных серверных комнатах, – можно переоборудовать эти помещения, скажем, в спортзал. Это значит, что IT-директору больше не надо мчаться из отпуска в офис, если возникла какая-то проблема. Вся необходимая информация доступна с любого компьютера в любой точке мира. Это также обеспечивает бесперебойную работу.

Рональд Овсепян, президент и главный исполнительный директор IT-компании Novell Inc, считает, что СЕО должен знать следующее:

  1. Облачные технологии[1] подходят практически любому бизнесу. Такой способ хранения данных снижает затраты на установку программного обеспечения, и кроме того, процесс работы с информацией происходит быстрее.
  2. Частное облако.  Всем четырем моделям «облаков» — частное, публичное, гибридное и общественное – свойственны объединение ресурсов, учет их использования и адаптивность.  Вот только общественное облако находится на базе ресурсов, которые арендуются у поставщиков облачных услуг, а управление частным облаком происходит в рамках межсетевого экрана компании, но данные по-прежнему доступны из любой точки мира. Этот вариант подходит для тех, кто еще не до конца поверил в безопасность общественного облака.
  3. Вопросы безопасности – это не проблема, если все сделать правильно. Если нарушения будут с вашей стороны, то и ответственность будет целиком на вас. То, в какой мере данные нуждаются в защите, зависит от чувствительности информации, то есть того, к какому убытку может привести несанкционированное раскрытие, модификация или сокрытие таких данных.
  4. Интеллектуальное управление рабочей нагрузкой. В облачной среде рабочая нагрузка может переходить с одного места в другое для оптимизации производительности. Существуют определенные системы, которые автоматизируют управление этим процессом. Это позволяет компании максимально безопасно использовать свои облачные ресурсы, независимо от того, где они находятся. Например, в  приложении, которое осуществляет медицинское страхование, обрабатываются конфиденциальные данные. Так что все это не может происходить в публичном облаке за пределами страны. В этом случае рабочая нагрузка может переходить на частное облако за брандмауэром. Это позволяет компаниям полноценно воспользоваться облаком без риска совершить нарушение.
  5. Не грохайте все и сразу. Переносите информацию в облако постепенно, не стоит сжигать за собой все мосты. Постепенная интеграция — это хороший способ стабильно развивать и адаптировать вашу безопасность, чтобы в итоге получать максимальную пользу от применения облачных систем.

В результате, компания становится более мобильной. Вы можете изменить программное обеспечение быстро и легко, без боязни случайно потерять стратегически важные данные. Также это позволяет снизить капитальные расходы, ведь если вы пользуетесь услугами «облачного» провайдера, то больше не нужно траться на приобретение физических активов (серверное и сетевое оборудование) и их постоянную модернизацию (программы для обеспечения непрерывной работы).

Big Data – готовы ли вы к эпохе больших данных?

Сам по себе огромный массив разной детальной и не очень информации, на первый взгляд, не несет для бизнеса никакой пользы. Однако в больших данных скрываются большие ответы. Имея колоссальное поле информации, так или иначе касающейся вашего бизнеса, у вас есть уникальная возможность насобирать только нужные факты. Это необъяснимых размеров библиотека, где собрано все необходимое для анализа того, что делают люди на вашем сайте, на чем чаще ставят лайки, что комментируют, что спрашивают и т. д.

Даже успешные люди имеют право на ошибку, но они не имеют права повторить ее. Если постоянно анализировать прошлый опыт, то шансы всегда поступать правильно значительно повышаются. Однако методичное исследование больших данных без стратегии и цели – путь в никуда. СЕО должен определить конкретно, что нужно: усилить конкурентные преимущества, снизить неожиданные риски или сделать обычный прогноз. Кроме того, если использовать аналитику больших данных в совокупности с другими инструментами, результат окажется более эффективным.

В отчёте McKinsey «Game changers: Five opportunities for US growth and renewal»2 в числе факторов, которые больше всего повлияют на экономику и социальную жизнь США в ближайшие 7 лет,  названа  Big Data.  McKinsey считает, что большие данные увеличат ВВП Америки на $325 млрд. к 2020 году. Так что, пока мы только учимся с этим обращаться, в Америке большие данные скоро могут стать одной из ключевых отраслей экономики.

IT-защита

Никто до конца не знает, на что способны хакеры. Даже Facebook просчитался со своей защитой — страничку самого Цукерберга взломал студент. Ранее хакер неоднократно писал программистам социальной сети, что обнаружил несовершенство системы безопасности сайта. Видимо решил доказать.

Сайты и компьютеры известных корпораций постоянно подвергаются хакерским атакам. И если вы думаете, что детки просто балуются – как украли, так и вернут, –  то вы жестоко ошибаетесь. Для компьютерных умельцев это уже не просто спортивный интерес – они зарабатывают деньги. Слышали о SEO-паразитировании? Захватив популярный сайт, можно за его счет обеспечить популярность другим сайтам, размещая невидимые ссылки или рекламу.

К сожалению, чтобы защитить информацию, сегодня не достаточно установить пароль на компьютер – вас достанут извне. Сайт должен крепко стоять на ногах, ведь пострадать может не только компания, но и те, кто доверился ей – посетители и клиенты.

Задачи для руководителя

СЕО обязан обеспечить своего IT-директора ресурсами и поставить ему задачи по защите информационной инфраструктуры компании – сайта, сети, данных. Необходимо понимать, что безопасность – это не разовое приобретение, а постоянный процесс. И потратиться на услуги компаний ITsecurity заблаговременно будет дешевле, нежели сначала восстановить сайт, а потом уже, получив горький опыт, вкладываться в его защиту. В сфере техники безопасности по работе сайта существует огромный спектр услуг: от работы с оборудованием и софтом до подготовки сотрудников внутри компании; от шифрования почты и защиты от несанкционированных входов до защиты от программ-шпионов.

СЕО не обязан делать все сам, он всего лишь должен объяснять другим, как это сделать правильно. Но это невозможно без знания ключевых тенденций в мире IT-технологий. Генеральный директор редко во всем бывает доволен действиями руководителя, но в ваших силах свести эти недовольства к минимуму.

________________________________

[1] wikipedia

[2] http://www.mckinsey.com/insights/americas/us_game_changers