Большинство работников в течение рабочего дня показывают далеко не все, на что они способны. Причиной может быть как недостаток мотивации, так и недостаточная уверенность в своих силах. Каждый шаг сотрудника на пути к повышению квалификации позволяет ему с энтузиазмом реализовать новый навык, грамотно использовать идею, ранее казавшуюся нереальной. Чтобы работать максимально эффективно в условиях постоянно обновляющихся бизнес-процессов, необходимо постоянно быть в курсе событий, совершенствовать свои умения, уметь грамотно распределять нагрузку на весь день. Возможно, вашим сотрудникам приходится забивать маленькие гвоздики огромной кувалдой. Есть способ сделать компанию успешнее, а ее работников счастливей – дать последним возможность саморазвития и самореализации.

Добившиеся успеха захотят поделиться опытом

У сотрудников компании Google нет недостатка в источниках получения знаний. Они посещают множество тренингов, курсов, у них самые удобные рабочие места, бесплатная еда, и множество других благ — у них есть мотивация работать с полной отдачей. Компания располагает лучшими кадрами со всего мира и заботится о тех, кто помогает ей расти и развиваться.  Только благодаря своим сотрудникам Google стала тем, чем является сейчас. Ценность компании определяют ее сотрудники, и если вы готовы инвестировать деньги в обучение, вы получите результат.

Однако круг не замыкается на деньгах. Любая компания может позволить себе обучать своих сотрудников. К слову, руководитель отдела управления кадрами Google Карен Мей применяет способ обучения «от сотрудника к сотруднику» — вариант малозатратный и очень эффективный. В роли учителей выступают добившиеся высоких результатов работники компании. Они рассказывают отличные истории из личного опыта о том, как они добились успеха в определенной области.

Или вот другой пример. Когда руководство автомобильной компании «Ford» решило изменить стратегию, реформы были основаны на обучении, но это были не только лекции в аудиториях. Программа создавалась за счет разносторонних методов, среди которых были обсуждения стратегии компании в малых группах, обязательная общественная деятельность и двусторонняя обратная связь. Процесс был запущен. Люди получали знания, применяли их на практике и дела компании пошли вверх. Качество продукции увеличилось в разы, автомобили начали выпускаться в срок и в рамках бюджета, а работники изменили свое отношение к компании.

Компания сможет развиваться быстрее

Рынок требует своевременно и качественно удовлетворять постоянно изменяющиеся запросы потребителей. Для начала узнайте, что нужно не только вашей компании, но и конкретно каждому сотруднику.

При формировании подхода к обучению важно учесть, к какой группе относятся работники  вашей компании. Если ваш основной кадровый состав это люди среднего возраста, становление которых происходило в советское время, вам нужно учитывать, что в этой группе преобладает тактика «невысовывания». Это означает, что обучение должно помочь хорошим, но «тихим» специалистам  адаптироваться к реалиям современного бизнеса и оставаться в строю.  Если же среди сотрудников преобладают молодые и яркие личности, которым неведом менталитет советского человека, то их обучение стоит проводить в агрессивной манере. Современные карьеристы – настоящие монстры бизнеса, они стремятся к быстрому продвижению по карьерной лестнице, и если руководство не ценит их рвений, без сожалений уходят в поисках места поинтересней.

Проведите опрос, или еще лучше HR-аудит, и узнайте потребности разных категорий сотрудников. Знание и понимание потребностей ваших сотрудников, поможет вам понять, как построить их обучение для удовлетворения уже потребностей компании. Вам нужно сформулировать цели обучения. Без конкретных целей смысл обучения сотрудников отсутствует. Например, если компания регулярно терпит убытки или продажи не растут, то конечная цель обучения сотрудников будет звучать так:

— увеличить производительность в 2 раза по сравнению с 2012 годом;

— сократить издержки на 20% за 3 месяца;

Чтобы выполнить эти задачи, ставится цель:

  • обучить сотрудников мастерству продаж и заключению сделок;
  • повысить уровень мотивации среди сотрудников;
  • увеличить приверженность к компании;
  • развить взаимопонимание между персоналом и руководством.

Ценность компании увеличится

Бытует мнение, что можно один раз нанять более дорогих и компетентных специалистов, и больше не тратиться на них. Это заблуждение. Эффективность таких сотрудников с каждым днем будет падать, так как знания быстро устаревают. Если сотрудники не развиваются и не учатся, то умные сразу уходят к более прогрессивным конкурентам, а ценность оставшихся еще больше понижается. Но если возрастает приверженность к своей компании, снижается текучесть кадров. Даже если ценного сотрудника захотят переманить, конкурент получит отказ только потому, что сотрудник любит свою компанию, и денежной компенсации тут будет недостаточно.

Хотите, чтобы ваши работники стали одной семьей? Этого не достичь, если каждые полгода на должность будет приходить новый человек. Обучение позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию. В процессе обучения развивается корпоративная культура, тем самым увеличивая целостность и единство компании. Это невероятно мотивирует и улучшает отношение к работе.

Сотрудники начнут следовать стратегии компании

Постоянное обучение сотрудника держит его в курсе всех бизнес-тенденций, а значит, он понимает важность стратегии компании и помогает ее выстраивать. Есть 2 варианта обучения сотрудников: в компании и за ее пределами.

Если этим займется сама организация, то существует возможность контролировать процесс, вносить необходимые изменения. Такая программа будет тесно связана с целями, интересами и стратегией компании. Например, московский отдел «Кодак» имеет в своем составе 7 тренеров, которые обучают сотрудников навыкам продаж, секретарской работы и финансовым операциям.

Если сотрудники будут посещать тренинги или курсы в другом месте, это открывает перед ними новые взгляды на свою работу. Появляется возможность пообщаться с представителями своей профессии, поделиться опытом и просто найти единомышленников. Это значительно расширит кругозор, натолкнет на новые идеи.

Учебных программ огромное множество как для рядовых сотрудников, так и для руководства высшего звена. Условно их можно разделить на 3 группы:

1.      Традиционные методы. Всем знакомые семинары, лекции, обучающие фильмы. Это своего рода классика, которая и сегодня доказывает свою высокую эффективность.

2.      Активное обучение. Банально, но факт, что люди лучше учатся на личном опыте. Преподаватель лишь облегчает процесс обучения и создает необходимые условия – психологические и физические. Самые популярные методы – это тренинги, групповые обсуждения, ролевое моделирование и разбор практических ситуаций. Это обучение хорошо тем, что постоянно поддерживается интерес слушателей, благодаря тому, что они постоянно пишут, рисуют, обмениваются мнениями и задают вопросы, анализируют увиденное и формулируют свои методы решения проблем.

3.      Профессиональное обучение. Большой плюс этого метода, что стажировка, работа на местах или наставничество происходит в профессиональной среде ученика и знания тут же применяются на практике.

Неважно, работают у вас молодые гении или ответственная «старая гвардия» — правильно подобранное обучение для каждой категории сотрудников поможет вывести компанию на более высокий уровень. Оценить степень усвоение материала, можно с помощью экзаменов, тестов или сравнивая производственные показатели. Если возможно, также сравниваются показатели работников прошедших обучение, с показателями тех, кто его не проходил. Эффективность обучения – это реальный и конкретный результат, который можно (и нужно!) оценивать количественно или качественно.