Трансфертное ценообразование – это инструмент, при помощи которого некоторые компании минимизируют налоговые выплаты путем продажи товаров и услуг так называемым связанным лицам – компаниям, связанным общим владельцем или дружественными отношениями – по заведомо заниженным ценам. Цена, которая фигурирует в контролируемой операции в целях налогообложения, считается рыночной, если обратное не доказано уполномоченным органом государственной налоговой службы. Продолжая разбираться в теме трансфертного ценообразования, сегодня поговорим о методах определения трансфертной цены в Украине и других странах.

Методы ценообразования и их иерархия

Для определения трансфертных цен существует 5 методов, разработанных ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития), однако описание этих методов в украинском законодательстве значительно уже, чем в рекомендациях ОЭРС: 

1.    Метод сравнительной неконтролируемой цены (или «метод аналогов продаж»). Данный метод определяет для товара либо услуги цену, сходную с ценой на идентичные продукты. Если же товар или услуга представляет собой уникальный продукт, то в определении цены ориентируются на однородные продукты. Для определения ценового диапазона используются действующие договоры купли-продажи идентичных либо однородных объектов, заключенные в настоящее время.

2.   По методу перепродажи цена рассчитывается из сложения изначальной стоимости, наценки и расходов, прямо или косвенно связанных со сбытом товара или услуги.

3.      Метод «затраты плюс» применяется для расчета цены исходя из себестоимости, которую определяет продавец, и наценки, сопоставимой с таковой для аналогичных компаний.

4.      Метод распределения прибыли закладывает в цену фактор распределения выгод сделки между участниками.

5.  Метод чистой прибыли формируется ориентацией на показатели рентабельности аналогичных операций между несвязанными компаниями.

Закон устанавливает следующую иерархию методов. Приоритетным является первый метод (сравнительной неконтролируемой цены), но на практике он используется редко, поскольку часто отсутствует информация об идентичных товарах/услугах, либо таковых просто нет. Далее идут метод «затраты плюс» и метод цены перепродажи. Их применение может быть осложнено отсутствием необходимых данных финотчетности сопоставимых компаний. И наконец, метод чистой прибыли – на практике используется все чаще, особенно в сделках компаний с существенным «весом» нематериальных активов. Законодательство Украины относительно ТЦО не имеет ограничений относительно сферы применения этого метода.

Собственно, конкретных указаний по использованию того или иного метода не существует, поэтому рекомендуется применять тот способ ТЦО, который лучше всего отражает специфику проводимой сделки. Правда, иногда полезно использовать два и более методов для одной и той же операции, чтобы иметь западный вариант обоснования в случае оспаривания налоговым органом первоначально выбранного метода.

Мировая практика ТЦО

Большинство развитых стран имплементировали законодательство о ТЦО. Однако до сих пор специальные условия трансфертного ценообразования не распространялись на весь мир. Бермуды, Джерси, Доминиканская республика, Кипр, Намибия, о. Мэн, Британские Виргинские острова,  Гернси и Панама не поддерживают общих стандартов для резидентов. Что касается прочих государств, в которых официально не требуется соблюдение правил ТЦО (Ангола, Сьерра Леоне, Гватемала, Мальта, Уганда и др.), то в их отношении применяются особые методы. Если сумма сделки и цена товара либо услуги представляет определенные сомнения, а компании, проводящие операцию, подпадают под подозрение на связанность, налоговые органы этих стран могут принять ряд мер в отношении компаний: пересмотр, отмена или переквалификация сделки, а также удержание дополнительного налога постфактум. О том, что нужно знать руководителю о ТЦО читайте в одной из наших предыдущих публикаций. 

Последствия для бизнеса

Учитывая финансовые критерии контролируемых операций, можно заметить, что фактически закон не влияет на малый и средний бизнес. Ограничения в отношении операций с юридическими и физическими лицами — нерезидентами в первую очередь нацелены на борьбу с уменьшение оттока денежной массы через оффшоры. При этом в категорию оффшоров и льготных налоговых юрисдикций попадают страны и/или регионы, в которых отсутствует корпоративный налог либо его ставка отличается от украинской на 5% и более. Сегодня в этом перечне более 90 стран, в том числе США, Швейцария, Мальта, Кипр и многие другие. Это задает определенные ограничения, которые нужно учитывать при налоговом структурировании.