До недавних пор весь экспорт в Россию проводился согласно правилам, прописанным в договоре о создании зоны свободной торговли. В рамках этого договора действовали сертификаты определения происхождения товара, в соответствии с которыми взаимоотношения российской и украинской сторон успешно развивались на протяжении двух лет. Но начиная с 14-го августа 2013 года, мы наблюдаем ситуацию, когда действия  российской стороны вступают в противоречия с договором.

События на таможне


Работники российской таможни стали выдвигать неправомерные требования к переоформлению сертификатов происхождения продукции, проводить дополнительные проверки грузов, что в случае со скоропортящимися товарами равносильно их порче, совершать дополнительные отборы проб и образцов и приравнивать минимальные допустимые колебания веса грузов к нарушению правил. Частично это происходит из-за определенных недочётов и туманных формулировок в правилах вышеупомянутого договора, которыми и воспользовалась российская сторона.

Результатом этих действий стали массовые срывы поставок и потери партнеров по бизнесу как с украинской, так и с российской стороны. Для выяснения обстановки от имени Торгово-промышленной палаты Украины были высланы запросы в адрес российской таможни и посольства. Однако ответ этих организаций по большому счету ничего не прояснил, так как содержал всего лишь заверения в том, что ни к кому нет никаких претензий и всё в полном порядке.

Новые требования: не обязаны, но должны

Некоторые украинские экспортеры уже успели столкнуться с добровольно-принудительными требованиями российских таможенников. Если проанализировать их опыт, можно увидеть, что отныне:

а) сертификата о происхождении товаров СТ-1 больше не достаточно для экспорта товаров в Россию, таможня проводит огромное количество дополнительных проверок его подлинности и требует ряд сопроводительных документов, которые не являются обязательными, и, соответственно, экспортеры часто не могут их вовремя представить;

б) дополнительное экспертное заключение о товаре, в котором раньше не было нужды, теперь может существенно помочь при проведении товара через границу, так как в некоторых случаях оно упрощает прохождение стандартной процедуры;

в) ситуация с российским экспортом, которую все считают форс-мажорной, с юридической точки зрения таковой не является, а значит, не стоит ожидать каких-либо компенсаций.

Как видим, на данном этапе украинские экспортеры  уже сталкиваются с разного рода усложняющими (неофициальными) торговлю процессами. Заголовки изданий пестрят словосочетанием «Россия угрожает», а дальше следует что-то вроде «усложнить», «запретить», «вытеснить» и т. д.   

В  следующих публикациях мы расскажем подробнее об изменениях относительно сертификатов и о том, что теперь будет считаться форс-мажором.