Налоговая оптимизация и уклонение от налогов — разные, с точки зрения закона, понятия. В числе самых известных налоговых оптимизаторов — такие компании как Google, Apple, Starbucks, Vodafone и другие. Особенно актуальна эта практика в США, где налог на прибыль корпораций составляет 35%. Правда, реакция властей и общественности — не самая благоприятная. Как бы там ни было, в ближайшее время количество компаний, желающих таким образом сократить расходы, вряд ли уменьшится. Однако власти развитых стран бездействовать тоже не собираются.

Ирландский виски с Яблоком и сэндвичем

Не так давно, в мае этого года, компания Apple в очередной раз попала на первые полосы деловых изданий. Правда, повод для внимания общественности был не самый приятный. Как оказалось, благодаря пробелам в ирландском и американском законодательстве, за последние три года компания исхитрилась заплатить всего 2% налогов на 74 млрд. долл. прибыли. Но по американскому законодательству она должна была заплатить 35% налогов. В целом, по данным американского Сената, за последние четыре года Apple заплатила налогов как минимум на 44 млрд. долларов меньше чем должна.

Юристы компании весьма удачно воспользовались лазейками в законодательстве разных стран. Так, согласно законодательству США американские корпорации должны платить налоги на всю прибыль, в том числе полученную за рубежом, по ставке 35%. Однако здесь есть одно «но»: доходы, полученные в других странах, попадают под налогообложение в США только в том случае, если они были перенаправлены в США.

Схема, которой воспользовались Apple, — это «двойной ирландский виски» (Double Irish) с «голландским сэндвичем» (Dutch Sandwich), которая используется в основном для оптимизации доходов от объектов интеллектуальной собственности. Существенную роль в этом случае играет определение резидентности. Так, американское законодательство определяет компанию-резидентапо месту ее регистрации, ирландское — по тому, откуда ведется управление.

Схема «двойной ирландский» предполагает создание двух ирландских компаний, одна из которых регистрируется в офшорной зоне, вторая — в Ирландии. Первая (офшорная) компания получает права на интеллектуальную собственность головной компании и передает их второй. Зарегистрированная в Ирландии компания собирает выручку с прав интеллектуальной собственности по всему миру и передает ее офшорной компании. Итого, вместо 35% американского налога компания платит всего 12,5% ирландского. Но что еще интересно — офшорное подразделение Apple освобождено и от ирландских налогов на том основании, что управляется оно не из Ирландии (уже упомянутая резидентность).

«Голландский сэндвич» основывается на ирландской схеме, но в этом случае, кроме двух ирландских подразделений, компания открывает еще и третье — в Голландии. Схема, по сути, та же: вывести максимальное количество прибыли в безналоговые зоны. Популярность «голландского сэндвича» подтверждается цифрами: в 2012 году иностранные компании «провели» таким образом через Нидерланды примерно 13 трлн. евро.

На самом деле юристы Apple не придумали ничего кардинально нового: они всего лишь воспользовались опытом коллег из других крупных компаний. Например, в период с 2006 по 2011 год Google получила в Великобритании 18 млрд. долл. дохода, но при этом уплатила всего 16 млн. налогов. Тот же ирландский виски с сэндвичем.  

Кроме двух вышеназванных компаний, налоговыми оптимизаторами являются такие американские корпорации как Microsoft, Coca-Сola, Facebook. Огромный налог на прибыль американских корпораций наталкивает на мысль, что количество компаний, желающих таким образом снизить налоговые расходы, вряд ли уменьшится.

Для того чтобы использовать стратегию Apple по налоговой оптимизации, компания должна соответствовать нескольким условиям, а именно:

  • она должна быть мультинациональной;
  • значительная часть ее прибыли должна генерироваться так называемыми правами на интеллектуальную собственность (патенты или авторские права);
  • налоговое планирование в компании должно быть на высоком уровне;
  • и последнее условие — наличие одной или нескольких стран, которые, как та же Ирландия, были бы заинтересованы в подобных схемах.

Общественность и оптимизаторы

Общественность налоговых оптимизаторов недолюбливает. Возможно, дело в кризисе: если бы история с налоговой оптимизацией Apple приключилась ранее 2008 года, то реакция была бы помягче. Сейчас же, на фоне сокращения государственных расходов и жестких мер экономии, новости о неуплате налогов вызывают особое возмущение. В Великобритании, например, активисты бойкотируют бренды, замеченные в налоговой оптимизации. Протест выражается в деинсталляции браузера Google Chrome, игнорировании Starbucks и Amazon (эти компании также были замечены в активном сокращении налоговых расходов).

В этом отношении есть два мнения. Первое — крупные компании должны платить налоги в полной мере. Второе — налог на прибыль корпораций явно завышен (речь идет о таких странах как США и Великобритания), поэтому усилия компаний по налоговой оптимизации вполне оправданы. Ведь задача корпораций — обеспечивать интересы акционеров. Тогда как наполнение государственной казны — задача правительств. Та же Apple всего лишь выполнила обязательства перед акционерами: минимизировать налоги и затраты, не выходя при этом за рамки закона. А пробелы в законодательстве — забота вовсе не Apple.

Борьба с оптимизаторами

Для того чтобы заставить мультинациональные компании платить все налоги, нужны не просто изменения в законодательстве, а многосторонние договоренности на межгосударственном уровне. Но, как показывает мировая практика, это не так просто. Тем более что у каждой из сторон есть свои интересы и мотивы.

В начале года бороться с крупными налоговыми уклонистами решили в стране тюльпанов (Голландия). Ирландия активизировалась в мае: после истории с Apple и несколько резких заявлений США власти страны заявили о планируемых изменениях законодательства. Более или менее конкретные сроки установлены Организацией экономического сотрудничества и развития. Через год, в сентябре 2014 года, должна быть готова концепция налогообложения IT-компаний (это самые активные налоговые оптимизаторы). Еще через год — рекомендации странам по изменению систем налогообложения.

Правда, не стоит забывать о том, сколь длительным может быть законодательный процесс. Например, уже несколько лет в американском Конгрессе находится законопроект, предполагающий снятие налоговых льгот для компаний, работающих с офшорными структурами. Это при том, что США больше других заинтересованы в решении проблемы с налоговыми оптимизаторами.