Обычно, компании с небольшим банком земли ограничиваются естественным ростом, поскольку считают, что слишком малы для выхода на  IPO. По стандартному сценарию развития компания инвестирует только в обновление основных средств за счет собственной прибыли либо максимизирует дивиденды с превращением бизнеса в дойную корову. На состоявшемся недавно XII Ukrainian CFO Forum финдиректор компании «Агролига» Дмитрий Бабаев представил вдохновляющую историю успеха сравнительно небольшой агрокомпании, которая рискнула привлечь внешний капитал и эффектно увеличила свои финансовые показатели: за 3 года оборот вырос в 3 раза, а прибыль и капитализация  – в 2 раза.

Мы решили поделиться этой впечатляющей и в то же время простой и понятной презентацией. Всего на 7 слайдах на реальном примере показано, как малая аграрная компания, которая приняла рискованное, на первый взгляд, решение и вышла на внешние рынки заимствования, смогла в итоге увеличить капитализацию на 12 млн. евро за 3 года.

Особая ценность этой презентации в том, что в ней показаны все варианты, которые были просчитаны компанией перед выходом не внешние рынки. Данные расчеты понятно иллюстрируют, что теряют аграрии, которые решают развиваться только за счет своих собственных средств. Отметим, что общие затраты «Агролиги» для выхода на Варшавскую фондовую биржу составили порядка 135 тыс. евро, а привлеченные средства – 1 миллион евро. Проведением аудита для «Агролиги» занималась компания Baker Tilly Ukraine, которая на сегодняшний день является лидером среди аудиторских компаний по выведению клиентов на биржи. 

1. Два года после IPO: рост производства и земельного банка

 

По словам Дмитрия Бабаева привлечение финансирования в 2011 году помогло компании увеличить количество голов с 570 до 1000, производство на маслозаводе – в 3,6 раз, и расширить земельный банк на 50%.

2. Перед IPO: итоги 2010 года

По итогам 2010 года перед выходом на IPO «Агролига» оценивалась в 3 млн. евро, а земельный банк составлял всего 5000 гектар.

3. Выбор варианта действий

В 2010 году, по словам Бабаева, у компании было 3 варианта дальнейшего развития:

  • оставить бизнес в состоянии Cash Cow (осуществлять минимальные инвестиции на «поддержание штанов»: минимальное обновлять технику и максимально выводить из бизнеса всю прибыль через дивиденды);
  • развивать бизнес за собственные средства, максимально реинвестируя прибыль, но при этом оставляя акционеров на голодном пайке;
  • развиваться за счет привлечения внешнего капитала и реинвестирования прибыли. 

Перед тем, как принять решение выхода на IPO, компания просчитала все 3 варианта. 

4. Вариант «дойная корова» (Cash Cow): прогнозируемый рост  2,7 млн евро

5. Вариант реинвестирования прибыли: прогнозируемый рост  1,8 млн евро

6. Вариант IPO: прогнозируемый рост  12,3 млн. евро

По информации, представленной финдиректором «Агролиги», официально на конец 2013 года прогнозируется 17,5 млн. евро оборота; 3,6 млн. евро прибыли. Рост стоимости ожидается на уровне 12,3 млн. евро с учетом доли владения 83,4%.

7. Наглядное преимущество привлечения внешнего капитала

В презентации данные указаны с модельными ограничениями по ценам и инфляции и могут несколько отличаться. По последним прогнозам в 2013 году «Агролигу» ожидает 17,5 млн. евро оборота и 3,6 млн. евро прибыли.