Книжки международных дорожных перевозок (они же книжки TIR) с отрывными талонами обычно являлись гарантом уплаты всех таможенных платежей и позволяли безпроблемно пересечь границу. Но сейчас, как оказалось, никаким гарантом  книжки TIR уже не являются. В результате, происходят постоянные срывы поставок. Виноваты ли в этом экспортеры? И можно ли ситуацию на российской таможне назвать форсмажорной?

Ситуация с книжками

Недавно Федеральная таможенная служба России заявила об отмене действия книжек международных дорожных перевозок, но 14 октября и это решение было отменено Высшим арбитражным Судом Российской Федерации.1 Тем не менее, на пропускных пунктах Сумской и Луганской области на данный момент стоит более 500 фур с грузами, а благодаря тому, что пропускные пункты в Харьковской области по слухам всё еще работают с талонами МДП, туда устремились все, кому отказали в других областях. Соответственно, очередь там такая же, как и в местах, где книжки не действуют. В целом, ситуация такова: таможенная служба России открыто игнорирует решение суда и продолжает предъявлять неправомерные требования к документации экспортёров.1

Можно ли назвать происходящее форс-мажором?

Со стороны кажется, что в срывах поставок нет вины экспортёров, так как эта ситуация является форс-мажорной. Но можно ли её таковой назвать с юридической точки зрения? Данный термин не имеет чётко закрепленного определения, так как наряду с формулировкой «форс-мажорность» действуют термины «случай» и «непреодолимая сила». Но как бы там ни было, такие обстоятельства должны были бы освободить экспортёров от исполнения договоров.

Ситуацию на Российской таможне очень сложно определить как форс-мажор, несмотря на очевидность этого факта. Юридической стороной вопроса в таких ситуациях обычно занимается Торгово-промышленная палата Украины, специалисты которой только подтверждают наличие форс-мажора, опираясь на соответствующие документы. А в случае, когда документов подтверждающих этот факт нет, с юридической точки зрения нет и форс-мажора.

Если таможня отказала в оформлении МДП

Шанс того, что экспортёру не оформят книжку МДП на таможне очень велик, а значит, нужно обязательно совершить ряд действий, которые помогут зафиксировать факт отказа. Проще говоря, нужно получить документальные доказательства неправомерных действий таможенников, которые потом можно использовать во время обращения в суд или соответствующие инстанции. Порядок действий таков:

1.      Специалисты таможенной службы должны в соответствующей графе книжки МДП поставить отметку «Отказано в выпуске товаров по причине __________».

2.      Иногда таможенники отказываются от официального подтверждения своих действий. В таких случаях водитель экспортёра должен оформить соответствующее заявление, о невыполнении своих обязанностей таможенной службой и передать его сотрудникам этого таможенного пункта (Пример заявления можно посмотреть здесь — http://www.asmap.org.ua/info/tzz_rus.pdf)

3.      Если работники таможни отказывается принять заявление от водителя, то его нужно направить на адрес этого таможенного пункта заказным письмом. Только после совершения всех этих действий экспортёр может обратиться в суд.2