Подходит к концу 2013 год, принесший нам много новых забот и хлопот, с которыми, тем не менее,  большинство компаний успешно справилось. 

О «пустышках» стоит забыть 

Можно без преувеличения сказать, что весь год прошел под знаком борьбы с налоговой минимизацией. Напомним, что в первом полугодии суды рассмотрели ряд дел, связанных с вопросами бенефициарной собственности. Часть этих дел налогоплательщики выиграли, но другую часть – все-таки проиграли. При этом суды сделали вывод о том, что пустая иностранная компания, которая является лишь инструментом налоговой оптимизации для украинского бизнеса с украинским собственником, как правило, не является бенефициарным собственником дохода и, соответственно, не имеет прав на применение льгот по налоговым соглашениям. 

Кипр повысил налоги. Пора подыскать замену 

С нового 2014 года меняются условия налогового соглашения с Кипром. Ставки налога на репатриацию по дивидендам, процентам и роялти поднимутся с текущих 0% до минимальных 5%, 2% и 5% соответственно. В свете таких изменений и с учетом  последствий банковского кризиса на Кипре многие украинские компании уже сейчас ищут альтернативные варианты структурирования. Сегодня украинские собственники бизнеса гораздо более открыты для обсуждения таких юрисдикций как Нидерланды, Швейцария, Великобритания и др. 

Укрыться почти невозможно 

В отношении борьбы с офшорными структурами много шума наделало открытие в июне этого года публичного доступа к базе офшоров  Offshoreleaks. Особенность этой базы в том, что она раскрывает не только названия и адреса компаний и их администраторов, но также имена и адреса агентов-посредников, участвовавших в регистрации офшоров, и во многих случаях – бенефициаров. 

Заключительным аккордом года, похоже, станут предложения Еврокомиссии модифицировать Директиву ЕС о материнских и дочерних компаниях таким образом, чтобы исключить или существенно ограничить возможность ее применения для целей налоговой минимизации и вывода дивидендов в офшоры. Предложение включает в себя молниеносные по европейским меркам временные рамки – соответствующие меры должны быть введены в 28 странах Евросоюза уже к 2015 году. 

ТЦО – готовность номер один! 

Одним из главных новшеств является, конечно же, закон о трансфертном ценообразовании. Данное нововведение коснется всех средних и крупных украинских компаний, которые ведут бизнес с иностранными аффилированными компаниями с оборотом более 50 млн. грн. в год. Закон уже действует, времени на раскачку просто нет. В 2014 году бизнес уже должен быть выстроен в соответствии с требованиями закона. Вот что нужно сделать в первую очередь, внедряя принципы трансфертного образования в компании.  

В целом, скорее всего, в следующем году общие тенденции сохранятся, и борьба с уходом от налогов останется одним из главных приоритетов как украинских, так и зарубежных налоговых органов. 

Что это значит для украинского налогоплательщика? Это означает, что необходимо оценивать свои налоговые риски (в том числе те, которые относятся к иностранным компаниям) сообразно ситуации, а также периодически пересматривать их релевантность. 

Нужно помнить, что магистрально допустимым направлением международного налогового планирования останется, пожалуй, лишь вынесение реальных управленческих, маркетинговых, координационных и иных аналогичных функций на уровень иностранных компаний. Создание структур, существующих только на бумаге, – это устаревший способ, который в нынешних реалиях порождает для налогоплательщиков больше проблем, чем решений.

Рустам Вахитов, 

руководитель налоговой практики Baker Tilly Ukraine