Первое, о чем задумывается собственник бизнеса, который намерен расстаться со своим делом – сколько он на этом заработает? И здесь важно понимать, что, если не брать в расчет эмоциональную ценность бизнеса для его создателя, стоит он ровно столько, сколько за него готов заплатить рынок. А значит, перед тем как продавать компанию, нужно сделать все для максимизации ее стоимости.

С чего начать: юридическая и налоговая составляющая

Многие предприниматели оттягивают до последнего предпродажную подготовку бизнеса, рассчитывая сначала найти покупателя. В этом нет ничего удивительного, так как процесс это трудоемкий и времязатратный. Необходимо разработать инвестиционный меморандум, саму стратегию продажи, ее маркетинг, а также подготовить самого продавца и коллектив компании. Однако, если эти вопросы отложить на потом, то покупателя можно так и не найти.

Собственник компании зачастую сильно идеализирует свою компанию, в то время как люди со стороны и сами потенциальные покупатели обычно оценивают бизнес достаточно жестко. Поэтому юридическую документацию разумней всего будет доверить профессионалам — компаниям, которые оформят все грамотно и объективно. Нужно отметить, что если ваша компания работает с офшорами или какими-либо специфическими предприятиями, то ее структура должна быть максимально прозрачной и понятной, чтобы налоговые последствия были минимальны. Ну и, естественно, налоговая составляющая компании, которая выставляется на продажу, должна быть «на отлично».

Непосредственная работа над самим бизнесом: финансовая документация

Финансовая документация может сыграть решающую роль в конечной стоимости компании. Необходимо решить все вопросы, связанные с продлением договоров на аренду производственных и офисных помещений, с недовыплаченными кредитами, лицензиями, лизингом транспорта и оборудования, договорами и обязательствами. Пока не будет полного порядка со всей этой документацией, даже самые наивные инвесторы не заинтересуются «товаром». 

Важный момент: пока бизнес не будет готов к продаже, лучше ограничить доступ к информации о состоянии дел фирмы.Время и деньги, которые вы потратите на приведение в порядок финансовой и правовой документации, вернуться вам с лихвой. Эффективность этого процесса направлена на устранение ограничителей максимальной цены, которую, исходя из рациональных соображений, можно назначить за продажу бизнеса. Пропустив этот этап, вы совершите глупую ошибку, которая неминуемо обернется потерей потенциального инвестора.

Делегирование полномочий: дайте бизнесу возможность работать без вас

Одна из самых распространенных проблем состоит в том, что предприниматели слишком сильно вовлечены в процесс развития компании. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы знать, что, как и почему происходит в вашей фирме, но картина выглядит совсем иначе, если ни один процесс не может происходить без личного участия собственника компании.Таким образом, на определенном этапе необходимо делегировать полномочия в компании. Для этого необходимо нанимать действительно профессиональных менеджеров, которые способны взять на свои плечи часть ответственности за решение определенных задач без вашего личного присутствия. Начинать думать про создание нового бизнеса можно только тогда, когда прежняя компания сможет работать без вашего личного участия – этот факт повышает ценность компании на рынке.

Предпродажная подготовка

Восприимчивые предприниматели начинают продумывать и внедрять стратегию выхода из бизнеса с самого первого дня основания компании. Это позволяет не только избежать болезненной привязанности к данному бизнесу, но и управлять им так, будто он уже выставлен на продажу.

Любая компания проходит 3 этапа:
  • стартап;
  • цикл роста;
  • цикл спада интереса.
Последний этап напрямую связан с владельцем — это время, когда начинаешь желать чего-то другого, хочется каких-то перемен, потому что вы, к примеру, попросту устали от управления. Если помнить о конечном этапе, приходит понимание того, как выйти из игры с максимальной прибылью.

Подготавливая бизнес к продаже, необходимо разработать стратегию продажи, создать заманчивое коммерческое предложение, провести инвентаризацию, определить стоимость компании и создать инвестиционный меморандум. Стратегия обязательно разрабатывается с учетом интересов потенциальных покупателей, очень важно суметь взглянуть на свой бизнес их глазами и понять, что именно их может заинтересовать.Оценка бизнеса проводится с учетом требований действующего законодательства и на основании специальных стандартов. При этом применяется также неофициальная оценка, где во внимание берутся данные не бухгалтерского, а управленческого учета (наши специалисты помогут вам обнаружить самые выигрышные стороны вашего бизнеса).

Инвестиционный меморандум – это своеобразное портфолио компании. Это незаменимый документ для быстрой и выгодной сделки, когда покупателю необходимо предоставить всю информацию о компании, где будут представлены инвестиционные расчеты привлекательности этого бизнеса.

Как не соблазниться, или способ выйти из игры достойно

После проведения всех необходимых мероприятий предпродажной подготовки, важно не отказаться от затеи. Эмоциональная составляющая является неотъемлемой частью всего процесса. Стоит отметить, что решение продать компанию – это самое эмоциональное бизнес-решение, с которым может столкнуться собственник.Нерешительность может в конечном итоге сорвать выгодную сделку. Хотя возможен и другой исход: взглянув на свой бизнес глазами стороннего человека, можно увидеть все его достоинства и недостатки и понять, как решить те или иные проблемы. В свою очередь это может помочь собственнику повысить прибыльность и результативность своей компании. Таким образом, подготовка компании к продаже – это один из важнейших методов оздоровления бизнеса.