Подписание Швейцарией многосторонней Конвенции ОЭСР и Совета Европы О взаимной административной помощи в налоговых вопросах – анализ и практические рекомендации.

Сообщение о подписании Швейцарией многосторонней Конвенции ОЭСР и Совета Европы О взаимной административной помощи в налоговых вопросах (далее – «Конвенция»)информации. Комментарии разнились от сверхоптимистичных – «Ну и что?», до трагического «Все пропало!».

Что же случилось на самом деле?

Хотя излишне ситуацию драматизировать и не стоит, учитывая события последних лет (дело Игоря Олейникова, раскрытие информации американским налоговым органам швейцарским банком UBS, подписание и вступление c 2013 года в действие нового Соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией с полноценным информационным обменом и аналогичных соглашений со многими другими странами)2

В принципе, информационный обмен возможен и в рамках действующей конвенции об избежании двойного налогообложения между Украиной и Швейцарией (ст 26). Однако, в отличие двусторонней конвенции, многосторонняя Конвенция содержит положениеиная тайна не могут быть препятствием к раскрытию информации. 

Что касается видов обмена, согласно Конвенции он может быть трех видов:
1) по запросу фискального органа;
2) автоматически;
3) спонтанный обмен информации.

Обычный обмен информации представлен первой опцией. Уполномоченный орган Украины направляет запрос уполномоченному органу Швейцарии, а уполномоченный орган Швейцарии запрашивает банки, трастовые компании, сервис-провайдеров компании и т.п.

При автоматическом обмене информацией стороны договариваются, какая информация будет передаваться автоматически, без наличия специального  запроса.

При спонтанном обмене фискальный орган по своему усмотрению направляет имеющуюся у него информацию своему партнеру – фискальному органу другой
страны. Фактически второй и третий способы являются факультативными, но ответы по обоснованным запросам фискальных органов (первый способ) должны предоставляться в любом случае.

Поскольку Украина является участником Конвенции уже много лет, после вступления в силу конвенции в Швейцарии появляется рабочий канал обмена  информацией. Возникает вопрос, какое влияние эти изменения повлекут для украинских бенефициаров. Учитывая, что многие открывали индивидуальные и корпоративные счета в Швейцарии и проводили по ним операции, будучи уверенными в полной конфиденциальности таких действий, для таких лиц ситуация существенно меняется.

Что необходимо предпринять:

1. Проанализировать текущую ситуацию на предмет уязвимости и возможных рисков раскрытия информации;

2. Принять меры к изменению структуры, если результатом анализа будет вывод о высокой уязвимости структуры, рассмотреть возможность получении необходимых лицензий НБУ;

3. Параллельно рассмотреть решения, более надежно защищающие бенефициара – трасты, фонды, гибридные структуры.

Какие же последствия могут возникнуть в новой ситуации, какие риски необходимо нейтрализовывать?

В первую очередь, необходимо разделить ситуации, в которых украинский резидент напрямую держит средства на счете в швейцарском банке, и ситуации, когда средства находятся на швейцарском счете швейцарской или иной компании, и резидент является лишь конечным бенефициаром структуры. Во второй ситуации вероятность получения украинскими налоговыми органами быстрого и положительного ответа ниже, так как связь операций по счету компании с текущими налоговыми обязательствами украинского резидента менее очевидна. 

Во-вторых, необходимо различать ситуации, связанные с федеральным налогом на прибыль, с одной стороны, и кантональные и косвенные налоги, с другой. В отношении последних Конвенция разрешает сделать оговорку о нераспространении на них режима информационного обмена, и Швейцария до ратификации Конвенции может воспользоваться такой оговоркой.

В-третьих, необходимо различать ситуации текущих и прошлых налоговых периодов. В отношении последних вероятность предоставления информации ниже. Соответственно, своевременная реструктуризация может быть адекватным и эффективным решением. 

В то же время необходимо принимать во внимание, что ситуация в мире меняется. Почти одновременно с информацией о подписании Швейцарией Конвенции появилась информация о создании четырьмя крупными банками – Credit Suisse, Barclays, JP Morgan, Goldman Sachs единого центра обработки информации о клиентах. Вследствие этого, возможно, уже не нужно будет направлять запросы в каждый из банков – достаточно будет запросить этот единый центр. Поэтому необходимо готовиться к (потенциально) высокой степени прозрачности офшорных структур. Уже сейчас в рамках работы Конвенции украинские налоговые органы могут получать информацию из таких юрисдикций/регионов, как Белиз, Мальта, США (Делавер), в перспективе – из Люксембурга, Сингапура и многих других стран. 

Со своей стороны мы, имея обширный опыт успешных проектов международного структурирования, будем рады провести для Вас такой анализ, ответить на Ваши вопросы, провести бесплатные индивидуальные встречи и/или конференционные видео-звонки с нашими швейцарскими коллегами. Пользуясь случаем, напоминаем о нашем семинаре 23 октября по вопросам налогового структурирования, информационного обмена и защиты активов, с участием голландского эксперта Нильса Роверса и кипрского эксперта Криса Теодору. По вопросам организации бесплатных встреч с экспертами можно обращаться к Юлии Пруненко по адресу: Yulia.Prunenko@bakertilly.ua 

[1] Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters

[2] Дополнительная информация может быть запрошена по запросу.

[3] п.4 ст.21 Конвенции