Основной целью бизнеса всегда была прибыль. Однако сегодня на арену выходит социальный бизнес, ориентируясь на создание общественно полезных дивидендов. Являясь продуктом глобализации, он ставит перед собой масштабную цель — развитие человечества. Похоже на фантастику, однако не стоит относиться к этому скептически. Компании по всему миру активно реализуют проекты в рамках программ корпоративной социальной ответственности (CSR). Более того, появились тысячи исключительно социальных бизнес проектов. Они занимаются абсолютно всем, от борьбы с негативными последствиями изменения климата до помощи местным общинам в решении насущных проблем. Их  потенциал огромен и выходит далеко за рамки классического понимания предпринимательства. По сути, социальный бизнес это коммерческая структура с функциями неприбыльной организации. Подобная универсальность позволяет во многом трансформировать общество, влиять на его инновационность и прогресс. 

Социальное предпринимательство наиболее распространено в США и Европе, хотя динамика его развития в Украине также высока. Попробуем разобраться, почему социальный бизнес набирает популярность и что ждет его в будущем.  
Нефинансовая прибыль
Получение прибыли не является основой для социального бизнеса, однако ее роль значительна. Чтобы компания функционировала, она должна зарабатывать. В данном случае ровно столько, сколько необходимо для оплаты текущих расходов и собственного развития. Прибыль  является не целью, а ресурсом достижения общественно значимых целей. Соответственно, активы имеют не финансовую, а “социальную” стоимость. Такие компании, к тому же, могут привлекать финансирование из различных альтернативных источников, например краудфандинг, фандрайзинг, сотрудничество с “классическим” бизнесом и т. д.

Ярким примером социального бизнеса являются организации занимающиеся микрофинансированием. Представьте, что у вас есть свободных $50. Вы, конечно, можете их потратить на себя, но… В Пакистане живет человек, который собирается основать свой бизнес по производству молока, и ему необходимы как раз $50 на покупку коровы. Так почему бы не стать инвестором, тем более, что основатели таких компаний как Opportunity International, ASA International уже позаботились о вас? В этом и состоит суть микрофинансирования: через специальные онлайн платформы выдавать микро займы тем, кто в них по-настоящему нуждается.  Поистине глобальный размах, и настоящая альтруистская цель – борьба с бедностью.

Вывод №1: Социальный бизнес, в целом, справедлив. 

Меньше не значит хуже

Сила социального предпринимательства также в том, что оно может быть адаптировано под достижение как глобальных, так и локальных целей. Главное, чтобы деятельность приносила пользу обществу и не являлась исключительно способом заработать. 

Многие сталкивались с бытовыми проблемами, когда, например, необходимо что-то починить, но нет ни времени, ни специальных навыков. Основатели украинской компании “Метнись Кабанчиком” придумали решение, создав специальный сайт. Суть платформы предельно проста: свести вместе спрос и предложение. Необходимо оставить заявку на выполнение определенного вида работ и в кратчайшие сроки вам поступит ряд предложений от потенциальных исполнителей. Плата за их услуги, как правило, ниже рыночной. Сервис ориентирован исключительно на Украину и не ставит перед собой глобальных целей, однако отлично справляется с поставленными задачами.  В результате, все остаются довольны: диван собран, а труд соответственно оплачен. 

Вывод №2: Как правило, конечная цель социального бизнеса – обеспечение индивидуальных потребностей.  

Прибыльный не значит асоциальный 

Корпоративная социальна ответственность (CSR) – три магических слова, без которых немыслим  бизнес большинства американских и европейских компаний. При этом она характерна как для транснациональных корпораций, так и для небольших компаний. 

Основной целью данного инструмента является участие в реализации социально значимых проектов, которые могут быть не связаны с деятельностью компании напрямую, однако имеют высокую общественную ценность. CSR является также одним из критериев оценки эффективности бизнеса, для чего создан специальный индекс. Social Business Index отображает уровень вовлеченности компаний в социально-ориентированную деятельность. Чем выше этот показатель, тем больше вероятность роста лояльности клиентов и повышения уровня продуктивности сотрудников. Иными словами “асоциальный” бизнес не может быть успешным. На сегодняшний день, корпоративная ответственность перед обществом – это залог конкурентоспособности на высшем уровне.

Американский технологический гигант IBM, например, может похвастаться наличием собственной корпоративной социальной политики. Ежегодно, на реализацию ее проектов компания тратит  десятки миллионов долларов, являясь лидером инноваций в данной сфере. С другой стороны, британский производитель соков Innocent, за 9 лет вложил в социальные проекты всего около 9 млн. долларов, однако это такая же часть их имиджа, как и для IBM. 

Вывод №3: Компания может быть “социальной” независимо от своих размеров. 

Появление социального бизнеса продиктовано, с одной стороны, развитием мировой экономической системы, с другой, – необходимостью совместного решения актуальных для человечества проблем. Социальные компании вышли за рамки традиционного понимания  общественной роли бизнеса как заботы о своих сотрудниках и клиентах. Они стали участниками формирования нового подхода, суть которого: “не только брать, но и отдавать”. И сегодня, долгосрочные перспективы развития компаний зависят как раз от умения эффективно отдавать. Развитие человеческого капитала и технологий – вот что стоит на повестке дня компаний будущего рядом с графой “прибыль”.