Мы уже успели привыкнуть к тому, что в современном мире технологии, которые сегодня удивляют, завтра становятся необходимыми. Еще совсем недавно 3D-принтер был дорогостоящей диковинкой, а сегодня его вовсю используют на предприятиях. Стоит ли завидовать современным компаниям, которым доступно благо под названием 3D-печать?   Да, и вообще, кому и зачем нужен принтер, который создает все от погремушки, до огнестрельного оружия?

К технологии 3D-печати обращаются профессионалы из самых разнообразных областей деятельности. Европейское космическое агентство хочет с помощью 3D-принтера построить лунную колонию. NASA планирует взять 3D-принтер в космос, а голландский архитектор – напечатать дом. Это уже не говоря о том, что регулярно появляются сообщения об использовании 3D-технологии для создания одежды, деталей, протезов, сладостей и даже человеческих костей. Технология 3D-печати и сам «волшебный» принтер сегодня все еще вещь понятная далеко не всем, но через 10 лет это, возможно, будет такой же вполне обычной вещью в каждом доме, как и стиральная машина.

Но вот главный вопрос для бизнеса: стоит ли выбрасывать свою многомиллионную технику, ради новомодного хоть и очень перспективного направления? На этот вопрос мы и постараемся ответить в данной статье.

Рынок 3D-печати  развивается очень быстро

Появление 3D-печати постепенно меняет облик современного бизнеса. Многие обратили внимание на эту технологию, потому что она дает возможность усовершенствовать внутренние производственные процессы. Согласно данным исследования Wohlers Associates, объем мировых продаж услуг и продукции 3D-печати к 2017 году достигнет 6 млрд. долларов, а к 2021 году перешагнет рубеж в 11 млрд. долларов.

Среди основных сфер применения 3D-технологии  легкая промышленность, медицина, IT-cфера и строительство. Активно используются устройства для 3D-прототипирования и просто изготовления сувениров. Сейчас без труда можно найти трехмерную модель понравившегося изделия и распечатать ее. По мнению многих специалистов, в скором будущем массовое производство отойдет на задний план, уступив место мастерским, где можно будет создавать многие бытовые предметы, одежду и даже еду.

Сейчас этот сегмент рынка растет намного быстрее других. Устав от массового производства, многим людям важна самоидентификация посредством предметов и вещей. 3D-принтеры открывают новые пути для самовыражения в материальном мире, где больше нет необходимости вязать на спицах, пилить лобзиком или лепить из глины. Практически каждый с помощью 3D-моделирования и 3D-печати может материализовать любую свою задумку. Но стоит отметить, что из-за быстрой динамики развития этой отрасли, мест для внедрения новых проектов остается все меньше.

Найдется ли место на рынке для вашей компании?

Среди крупных пользователей технологии 3D-печати можно назвать Stratasys, 3D Systems, Ponoko и Shapeways. Тягаться или не тягаться с ними – каждый бизнес решает сам. Но стоит помнить, что для изобретательных собственников на мировом рынке всегда найдется место, а в Украине «поле для экспериментов» более, чем широкое. К слову, самый надежный путь – разработать оригинальный продукт для медицинского сектора или аэрокосмической индустрии.

Известная компания Shapeways с помощью 3D-принтеров создает широчайшее разнообразие товаров: от ювелирных украшений до кубика Рубика. Make Eyewear создает из нейлона оправы для солнцезащитных или оптических очков. Freedom of Creation предлагает клиентам элементы интерьера, а компания Spuni заняла нишу по изготовлению эргономичных ложек для кормления детей. В свою очередь Tecnologia Humana 3D создает 3D-модели результатов УЗИ для будущих матерей и отцов.

Возможностей очень много, а на фоне того, что в Украине 3D-печать еще не настолько развита, выглядит эта технология особенно привлекательно. В чем же подвох? В том, что несмотря на соблазнительное описание возможностей, мало клиентов, которые «доверяют» новой технологии.

В чем загвоздка?

Перспективность технологии 3D-печати имеет и обратную сторону медали. Тот факт, что на данный момент есть еще очень много ниш для развития своего бизнеса в этой отрасли объясняется тем, что на него пока нет большого спроса. И здесь есть пара нюансов, которые нужно понимать:

  • покупать 3D-принтер, чтобы соревноваться с многотиражной продукцией — это не имеет смысла;
  • 3D-печать идеально подходит для персонализированных объектов, мелкосерийного производства или прототипирования.

И прежде, чем спешно модернизировать свой бизнес, необходимо разобраться в некоторых вопросах.

Бытует миф, что напечатать на 3D-принтере можно все, что угодно. Что ж, это не совсем так. Есть ограничения относительно разрешения печати, мелких деталей, размеров и геометрии объекта. Для работы с этой технологией необходима определенная сноровка, а значит, для того чтобы моментально запустить этот процесс в производство, надо будет нанять определенных специалистов. Для того, чтобы самостоятельно разобраться в этой технологии потребуется не только много времени, но и некоторые дополнительные затраты, так как брак в этом случае будет неизбежен. 

Еще один факт, над которым стоит задуматься, если вы все-таки решились внедрить новый процесс работы – это прочность деталей. Степень прочности детали, изготовленной с помощью 3D-принтера, зависит от того, куда приложена сила: поперёк слоёв или вдоль. И главное, что нужно помнить  такая деталь все равно будет уступать в прочности такой же литой модели.

Таким образом, не стоит ожидать от волшебного принтера таких же волшебных результатов. Напечатанные модели не будут идеальными. Чаще всего их поверхность имеет заусеницы, ребристость, наплывы, им требуется пройти еще механическую или химическую обработку. В любом случае, модернизировать свое производство необходимо постепенно.

С чего начать модернизацию

Исходя из вышесказанного, технология 3D-печати больше всего полезна тем предприятиям, которые занимаются изготовлением товаров на заказ или по индивидуальным чертежам.

Согласно данным Wohlers Associates, производство готовых изделий составляет около 28% всего рынка 3D-печати, чаще всего технологию используют для создания определенных деталей. К примеру, компания Pad and Quill, которая специализируется на производстве кожаных кейсов, использует 3D-печать для создания фурнитуры и прорезиненных рамок для планшетов.

Размер стартового капитала для покупки принтера напрямую зависит от ваших амбиций, ведь диапазон цен на оборудование очень широк. К примеру, для создания деталей космических кораблей вам понадобиться техника стоимостью от 20 000 до 600 000 долларов, а для изготовления игрушек и украшений хватит и 500 долларов.

Учредитель российского сервиса Can-Touch Татьяна Румянцева советует покупать принтер в зависимости от задач, которые вы планируете выполнять на нем. Для больших изделий с высоким уровнем прочности больше подходит EOS Formiga P100, который для печати использует полиамид. А Projet 3500 HD MAX изготавливает изделия с очень высоким разрешением печати, позволяя создавать толщину слоя в 16 микрометров (банальный пример: толщина человеческого волоса – от 80 микрометров). Но в случае, если вы хотите создавать цветные предметы, вам подойдет ZCorp ZPrinter 650, который имеет в своем арсенале 390 тысяч цветов и печатает при разрешении 650х540 dpi.

Построить бизнес на 3D-печати – прибыльная и перспективная идея. Все чаще производители выпускают простые  и неприхотливые в эксплуатации модели, которые при этом способны обеспечить высокую продуктивность работы. Но стоит признать, что пока 3D-принтеры слишком далеки от совершенства и бизнес на основе данной технологии имеет ещё достаточно много сложностей и нюансов.