Сегодня для украинского бизнеса как никогда назрела необходимость искать новые рынки сбыта и новые, прогрессивные пути развития. Новыми рынками могут стать не только европейские страны. Не так давно мир услышал о новой инвестиционной идее — группе МИНТ, объединяющей Мексику, Индонезию, Нигерию и Турцию. По мнению экспертов, именно они могут стать новым локомотивом мировой экономики на смену не оправдавшим ожиданий странам БРИК. 

БРИК исчерпал себя 

Автором обеих идей — и БРИК, и МИНТ — стал аналитик Goldman Sachs Джимми О-Нил. В 2001 году эксперт предсказал четырем странам — Бразилии, России, Индии и Китаю — рекордные темпы роста. Так и произошло: к 2011 году вклад группы в мировой ВВП вырос до 25%. Однако в последние годы темпы роста замедлились, что сказалось на активности инвесторов. Если по итогам 2010 года инвестиции в ценные бумаги этих стран составили около 21 млрд. евро, то к концу прошлого года они снизились до 9 млрд. евро. 

Изначально лидером группы БРИК считалась РФ, однако в последние годы российская экономика, критически зависимая от цен на нефть, переживает не лучшие времена: в 2013 году темпы роста ВВП снизились до 1,3%, по сравнению с 3,4% в 2012 году. Не лучшим образом на России сказывается присоединение Крыма. По подсчетам Всемирного Банка, в 2014 году санкции со стороны западных стран могут обойтись Кремлю в 1,8% темпов роста. 

Беспокойство инвесторов вызывает Поднебесная. В 2013 году рост китайского ВВП замедлился до 7,7% (с более чем 10% в 2010 году). Не лучше ситуация обстоит и в остальных странах БРИК. Бразилия страдает от слабых темпов роста и необузданной инфляции, Индия остро нуждается в радикальных реформах. Пришло время для новой инвестиционной идеи.

БРИК, МИНТ, CIVETS и другие 

Группа БРИК — это самая известная, однако не единственная попытка объединить развивающиеся страны по общему признаку. В 2005 году в Goldman Sachs выдвинули идею Next 11, объединив в одну группу одиннадцать стран: Бангладеш, Вьетнам, Египет, Индонезию, Иран, Мексику, Нигерию, Пакистан, Турцию, Филиппины и Южную Корею. 2009-й стал годом рождения аббревиатуры CIVETS: Колумбия, Индонезия, Вьетнам, Египет, Турция и ЮАР (идея появилась благодаря аналитику журнала Economist Роберту Уорду). 

В 2011 году свою группу перспективных одиннадцати стран выделили в Citibank: Бангладеш, Вьетнам, Египет, Индия, Индонезия, Ирак, Китай, Монголия, Нигерия, Филиппины, Шри-Ланка (условное обозначение — страны 3G, от Global Growth Generators). Снижение темпов роста стран БРИК заставило многих инвесторов усомниться в привлекательности самой идеи — объединять страны в группы по общим признакам. Ведь таким образом в одной группе оказываются страны, которые находятся на различных этапах развития (как в случае с БРИК), утверждают скептики. 

О-Нил обращает внимание на то, что отток инвестиций из развивающихся рынков, в том числе их БРИК, в значительной мере спровоцирован ужесточением монетарной политики американского Центробанка. По мнению эксперта, в последующее десятилетие МИНТ и БРИК будут совместно двигать мировую экономику. 

В чем особенность стран МИНТ 

У стран МИНТ есть все предпосылки для того, чтобы повторить, а то и превзойти успех БРИК. Для Украины это только плюс. Турция является вторым по значимости для Украины экспортным рынком (после России), а Мексика занимает второе место среди торговых партнеров Украины в Латинской Америке и Карибском бассейне (после Бразилии). 

Почему именно эти страны были отобраны в новую категорию «толкателей» мировой экономики? 

Во-первых, темпы роста. Начиная с 2005 года, темпы роста в этих странах составили в среднем 4,9% (по сравнению с 1,5% в странах Большой семерки). 

Во-вторых, в целом МИНТ богаче БРИК. Средний ВВП на душу населения в странах МИНТ составляет 9 765 долл. США, тогда как в БРИК — немногим более 8 000 долл. США. Турция и Мексика находятся приблизительно на том же уровне — 10 000 долл. США на душу населения, тогда как в Индонезии — 3500 долл. США, Нигерии — 1 500 долл. США (на одном уровне с Индией). Это меньше, чем в России (14 000 долл. США на душу населения) и в Бразилии (11 300 долл. США), однако больше, чем в Китае (6 000 долл. США). 

В третьих, структура населения. В странах МИНТ доля молодежи существенно превышает долю пожилого населения, а это большой потенциал в дешевой рабочей силе. Например, в Мексике 27,8% населения — это люди в возрасте до 15 лет, тогда как людей за 65 лет — всего около 6,5%. В Нигерии, Индонезии, Турции ситуация схожая. По расчетам Джимми О-Нила, демографического потенциала странам МИНТ должно хватить на двадцать лет. Россия же, по мнению эксперта, к 2050 году может столкнуться с существенным сокращением населения: с нынешних 140 млн. до 100 млн. человек. 

В-четвертых, три из четырех стран МИНТ являются товарными производителями, а именно Мексика, Индонезия и Нигерия. Из стран БРИК товарное производство свойственно только двум — Бразилии и России. Каждая из стран МИНТ отличается уникальным географическим положением. Турция — связующее звено между Западом и Востоком. Нигерия — лидер Западной Африки. Мексика не только является лидером Латинской Америки, но и находится рядом с США. Индонезия располагается в центре Юго-Восточной Азии и может похвастаться прочными двусторонними связями с Китаем. 

По материалам Reuters, BBC