The Economist
Пока Украина решает «газовый вопрос» с Россией, Европа ищет альтернативное пути получения газа, чтобы обезопасить себя. Европа получает из России 24% от объема потребляемого газа. Половина этого объема – 80 млрд. м3 – транспортируется через Украину. И хотя теоретически отключение Украины не должно оказывать никакого влияния на поставки газа в европейские страны, практически на это рассчитывать не приходится. О том, как снизить зависимость от российского газа, в Европе уже задумывалась в 2009 году. Тогда конфликт между Киевом и Москвой привел к приостановке поставок. 

«Cоскочить» с российской «газовой иглы» Европа вполне способна, но для этого понадобятся время, деньги и политическая воля. Британское издание The Economist расчитало, какие шаги нужно предпринять странам ЕС, чтобы снизить зависимость от России, и сколько газа они могут получить из альтернативных источников. 

1. Внутриевропейские запасы 

Если бы Россия прекратила поставки газа сейчас, для Европы это было бы не смертельно. В летние месяцы европейские страны не столько зависят от российского газа, сколько наполняют свои газовые хранилища. При этом некоторые страны имеют большие запасы газа (например, Латвия), другие – не имеют вовсе (Молдова, Македония). Однако существующая система трубопроводов не совсем пригодна для того, чтобы транспортировать газ из одной части Европы в другую. Ранее газотранспортные компании не были заинтересованы в строительстве трансграничных газопроводов, опасаясь снижения цен. Сейчас ситуация изменилась – как следствие третьего энергетического пакета по либерализации и обеспокоенности в отношении России. 

В 2011 году Польшу с Чехией соединил газопровод Stork; дальнейшие работы в этом направлении ожидаются с 2017 года. Словакия недавно запустила газопровод, соединяющий ее с Венгрией. Германия может перекачивать газ в Италию, а также в Польшу и Чехию. При этом Эстония, Латвия и Литва получают газ только из России. В 2018 году может начаться работа по строительству газопровода, соединяющего Польшу и Литвой; до того времени какой-либо страховкой могут стать запасы газа в Латвии. Непросто все и у Болгарии: страна получает российский газ из газопровода, который идет через Украину, а ее газовые хранилища рассчитаны менее, чем на два месяца. Поэтому в Софии торопятся со строительством газопровода в Сербию, а также в Грецию, где планируется запуск СПГ-терминала. 

Поставки российского газа в европейские страны в 2012 году, в % от общего количества 


Использовать внутриевропейские запасы – временное решение. Рано или поздно газ в европейских хранилищах все равно закончится. Поэтому Европа ищет и другие способы решения проблемы.

2. Российский газ в обход Украины 

Вторая возможность обеспечить Европу газом – это та же Россия, но уже в обход Украины. Речь идет о газопроводе Nord Stream, пролегающем по дну Балтийского моря. Он позволяет транспортировать газ из России прямо в Германию, откуда его можно транспортироваться в южном и восточном направлениях. Сейчас мощности «Северного потока» используются частично: 30 млрд куб. м в год из возможных 55 млрд. Если предположить, что все коммерческие и законодательные вопросы решены, а Россия настроена конструктивно, то оставшиеся 25 млрд куб. м в год стали бы для Европы существенной подмогой. Что касается South Stream, который также идет в обход Украины и будет готов к 2018 году, то этот проект плохо сочетается с европейским антиконкурентным законодательством и может быть приостановлен. 

3. Альтернативные поставщики 

Альтернативой «Южному потоку» станет Трансадриатический газопровод, который будет достроен к 2018 году и сможет дать Европе 10-20 млрд. куб. м из Кавказа через Турцию. Около 10 млрд куб. м могла бы обеспечить Норвегия. Однако в целом возможности добычи газа в самой Европе весьма ограничены. Мало надежд на Голландию: здесь общественность требует сокращения газодобычи до минимально необходимого уровня, в связи с проблемами экологии и недавними землетрясениями. В Британии месторождения также истощаются. Северная Африка оказалась ненадежным поставщиком, учитывая террористическую и прочие угрозы. Поставки в Италию из Ливии, которая когда-то была надежным поставщиком, в 2013 году снизились на 11,9%; поставки из Алжира, где существенно вырос внутренний спрос, упали на 40%. 

4. Сжиженный природный газ (СПГ) 

В 2013 году поставки в Европу сжиженного газа составили 45,7 млрд куб. м, тогда как в 2011 они были существенно больше – 86,5 млрд куб. м. Проблема в том, что технически увеличить поставки сжиженного газа весьма непросто. СПГ-мощности стоят миллиарды долларов, поэтому, как правило, полностью загружены. При этом большая часть производимого сжиженного газа продается, и по довольно высоким ценам, потребителям в Азии. Поэтому, по мнению экспертов, Европа могла бы найти дополнительные 10 млрд куб. м сжиженного газа, однако цену пришлось бы заплатить вдвое большую, чем за российский газ. 

Помочь делу могли бы новые технологии. В последнее время стоимость терминалов, которые могут перерабатывать сжиженный газ в обычный, резко снизилась: теперь не обязательно строить новые мощности, можно арендовать плавучие терминалы. К концу этого года в Литве заработает плавучий СПГ-терминал, который обошелся в 325 млн долл. США. В долгосрочной перспективе установки по сжижению газа будут работать электрических моторах, что позволит сократить их размеры и капитальные затраты на экспортные мощности. 

5. Сланцевый газ 

Теоретически Европа могла бы разрабатывать свои сланцевые месторождения, однако это далеко не панацея. Препятствиями могут стать законодательство, общественное мнение и технологические сложности. Как подсчитали в Joint Research Centre, европейские запасы газа в нетрадиционных источниках составляют около 11 700 млрд куб. м (это четверть американских). Однако, по прогнозам консалтинговой компании IHS, к 2020 году Европа будет добывать всего лишь 4 млрд куб. м сланцевого газа в год, по сравнению с 70 млрд в США. 

Что касается американского сланцевого газа для Европы, то эта идея скорее политическая, чем практическая. Прежде всего, отсутствуют необходимые мощности. По прогнозу IHS, к началу следующего десятилетия возможности США по экспорту сжиженного газа вырастут до 66 млрд куб. м. Это не так много на фоне мирового рынка СПГ, который к тому времени составит 540 млрд куб. м в год, по оценке International Energy Agency. И существенная часть этого газа пойдет в Азию. 

6. Новая электрогенерация

Европа использует 31% газа для производства электричества, поэтому снизить зависимость от российского газа можно путем внедрения новых генерирующих технологий. При этом возникает необходимость в новых электрических сетях. И, как и в случае с трансграничными газопроводами, для этого нужна общеевропейская политическая воля. Существуют планы к 2020 году построить пять новых сетей из Норвегии в ЕС. При наличии рынка сбыта, это страна могла бы производить намного больше гидроэлектроэнергии. Из Северной Африки, при наличии сетей, можно поставлять солнечную энергию. 

Еще одна возможность – использовать для генерации электричества уголь вместо газа. Однако большинство работающих на угле станций и без того запущены на полную мощность. Причины такой ситуации кроются в сланцевой революции в США: после того как там начали добывать дешевый сланцевый газ, Европа получила дешевый импортный уголь. Поэтому сейчас в европейских странах есть незадействованные генерирующие мощности, но их немного. 

В совокупности все эти способы могут дать Европе около 50 млрд. м3, однако остается еще 30 млрд. (в случае, если поставки из Украины полностью прекратятся), а это около половины объема, который Германия потребляет в год. При этом следует учитывать, что в случае холодной зимы, газа нужно больше. В случае ветряной зимы — наоборот (с учетом ветроэнергетических мощностей). 

По материалам The Economist