Главной темой меропритиятия Global Forum on Transparency, которое прошло в июне этого года, стал обмен информацией в сфере налогообложения стран Большой двадцатки (G20). Терапон Мафкас (Therapon Mafkas), директор Baker Tilly Klitou, принимал участие в этом форуме, после чего поделился информацией на вебинаре, организованном «Бейкер Тилли» в Украине. Терапон рассказал слушателям вебинара об основных изменениях в кипрском налогообложении, обозначил дальнейшую стратегию действий налоговых органов, а также напомнил о действующих льготах для компаний, зарегистрированных на Кипре.
Готовьтесь к более жесткому контролю
В этом году на Global Forum on Transparency особое внимание было уделено юрисдикции Кипра и изменениям законодательной базы, которые касаются налоговых санкции и правил. Сегодня уже четко прослеживается общая тенденция к ужесточению контроля за уплатой налогов, повышению налоговых ставок, а также установлению мер, направленных на пресечение безналогового существования большого количества «спящих» компании с нулевой деятельностью.
Среди основных изменений в налогообложении Кипра важно отметить следующие:
- Управляющие директоры предприятий несут ответственность за уплату налогов своей компании.
- Увеличена интенсивность проверок уплаты налогов IRD (на доход в отношении умершего), включая налоговую ставку и НДС.
- Налоговая служба получила больше рычагов для взыскания налогов IRD.
- Увеличен размер штрафов за неуплату налогов либо уклонение от уплаты налогов.
Старые налоги, новая ответственность
На Global Forum on Transparency был озвучен один важный тезис, который говорит в пользу того, что цель всех изменений — не дополнительные поборы, а усиление ответственности компаний и их руководителей за невыполнение существующих требований. Если учитывать, что во всех развитых странах мира как никогда прослеживается стремление к повышению прозрачности бизнеса и увеличению степени ответственности компаний, то подобные изменения в кипрской налоговой базе вполне обоснованы.
Законодатели Кипра отмечают, что нет никакой необходимости разрабатывать новое законодательство – достаточно проследить за выполнением текущего. Для достижения этой цели налоговые органы получили право расширить сеть источников для сбора информации о налогоплательщике (теперь это не только сам налогоплательщик, но и третьи лица — банки, адвокаты, поставщики услуг). Например, чтобы повысить мотивацию компаний к выполнению требований Кипра, законодатели увеличили штраф за неуплату налогов. Чтобы заставить налогоплательщиков упорядочить их налоговый и бухгалтерский учет, кипрская налоговая служба разослала десяткам тысяч компаний, зарегистрированным на Кипре, которые по той или иной причине не подавали отчеты, запросы с просьбой представить до 15 апреля 2014 года отчетность за период с 2008 по 2011 год. К компаниям, которые не предоставили отчеты в установленный срок, применялся штраф минимум 200 евро. Вместе с тем, налоговые органы Кипра обязали соблюдать четко установленные сроки для ответов на запросы и для возврата налогов.
Останутся ли прежние плюсы?
Не все изменения в налоговом законодательстве Кипра призваны упростить жизнь налогоплательщиков. Степень ответственности, размеры штрафов, частота и глубина проверок – все эти показатели растут вверх. Однако есть и приятная новость – многие льготы, которые так привлекают бизнес на Кипре, остались без изменений.
Напомним, о каких преимуществах идет речь:
- освобождение от уплаты любых налогов на прибыль в отношении операций с ценными бумагами;
- отсутствие налога на дивиденды;
- простое и прозрачное налогообложение;
- развернутая сеть договоров об избежании двойного налогообложения (на данный момент Кипр подписал такие договоры с 48 странами и активно работает над расширением сети);
- не облагаются налогами выплаты по дивидендам, процентам или роялти, предназначенным для использования вне Кипра;
- наличие доступа к директивам ЕС (директивы материнских и дочерних компаний, процентов и роялти, слияний и налоговой экономии);
- дружественно настроенные к инвесторам налоговые органы;
- возможность применять расширенные налоговые постановления;
- отсутствие правил в отношении CFC (контролируемой иностранной компании);
- подотчетность ЕС и OECD (Организации экономического сотрудничества и развития).
Таким образом, если налоги уплачиваются своевременно и в полном объеме, то несмотря на явное ужесточение налоговой системы, произошедшие изменения не могут негативно повлиять на частных и корпоративных налоговых резидентов Кипра. Меры, принятые правительством Кипра, направлены скорее на усиление контроля за уплатой уже существующих налогов (а не создание дополнительных налогов), а также повышение ответственности собственников и управляющих за деятельность их компаний на Кипре.