Главной темой меропритиятия Global Forum on Transparency, которое прошло в июне этого года, стал обмен информацией в сфере налогообложения стран Большой двадцатки (G20). Терапон Мафкас (Therapon Mafkas), директор Baker Tilly Klitou, принимал участие в этом форуме, после чего поделился информацией на вебинаре, организованном «Бейкер Тилли» в Украине. Терапон рассказал слушателям вебинара об основных изменениях в кипрском налогообложении, обозначил дальнейшую стратегию действий налоговых органов, а также напомнил о действующих льготах для компаний, зарегистрированных на Кипре. 

Готовьтесь к более жесткому контролю 

В этом году на Global Forum on Transparency особое внимание было уделено юрисдикции Кипра и изменениям законодательной базы, которые касаются налоговых санкции и правил. Сегодня уже четко прослеживается общая тенденция к ужесточению контроля за уплатой налогов, повышению налоговых ставок, а также установлению мер, направленных на пресечение безналогового существования большого количества «спящих» компании с нулевой деятельностью. 

Среди основных изменений в налогообложении Кипра важно отметить следующие: 
  1. Управляющие директоры предприятий несут ответственность за уплату налогов своей компании. 
  2. Увеличена интенсивность проверок уплаты налогов IRD (на доход в отношении умершего), включая налоговую ставку и НДС.
  3. Налоговая служба получила больше рычагов для взыскания налогов IRD. 
  4. Увеличен размер штрафов за неуплату налогов либо уклонение от уплаты налогов. 

Старые налоги, новая ответственность 

На Global Forum on Transparency был озвучен один важный тезис, который говорит в пользу того, что цель всех изменений — не дополнительные поборы, а усиление ответственности компаний и их руководителей за невыполнение существующих требований. Если учитывать, что во всех развитых странах мира как никогда прослеживается стремление к повышению прозрачности бизнеса и увеличению степени ответственности компаний, то подобные изменения в кипрской налоговой базе вполне обоснованы. 

Законодатели Кипра отмечают, что нет никакой необходимости разрабатывать новое законодательство – достаточно проследить за выполнением текущего. Для достижения этой цели налоговые органы получили право расширить сеть источников для сбора информации о налогоплательщике (теперь это не только сам налогоплательщик, но и третьи лица — банки, адвокаты, поставщики услуг). Например, чтобы повысить мотивацию компаний к выполнению требований Кипра, законодатели увеличили штраф за неуплату налогов. Чтобы заставить налогоплательщиков упорядочить их налоговый и бухгалтерский учет, кипрская налоговая служба разослала десяткам тысяч компаний, зарегистрированным на Кипре, которые по той или иной причине не подавали отчеты, запросы с просьбой представить до 15 апреля 2014 года отчетность за период с 2008 по 2011 год. К компаниям, которые не предоставили отчеты в установленный срок, применялся штраф минимум 200 евро. Вместе с тем, налоговые органы Кипра обязали соблюдать четко установленные сроки для ответов на запросы и для возврата налогов. 

Останутся ли прежние плюсы? 

Не все изменения в налоговом законодательстве Кипра призваны упростить жизнь налогоплательщиков. Степень ответственности, размеры штрафов, частота и глубина проверок – все эти показатели растут вверх. Однако есть и приятная новость – многие льготы, которые так привлекают бизнес на Кипре, остались без изменений. 

Напомним, о каких преимуществах идет речь: 
  • освобождение от уплаты любых налогов на прибыль в отношении операций с ценными бумагами; 
  • отсутствие налога на дивиденды; 
  • простое и прозрачное налогообложение; 
  • развернутая сеть договоров об избежании двойного налогообложения (на данный момент Кипр подписал такие договоры с 48 странами и активно работает над расширением сети);
  • не облагаются налогами выплаты по дивидендам, процентам или роялти, предназначенным для использования вне Кипра;
  • наличие доступа к директивам ЕС (директивы материнских и дочерних компаний, процентов и роялти, слияний и налоговой экономии);
  • дружественно настроенные к инвесторам налоговые органы; 
  • возможность применять расширенные налоговые постановления;
  • отсутствие правил в отношении CFC (контролируемой иностранной компании);
  • подотчетность ЕС и OECD (Организации экономического сотрудничества и развития). 
Таким образом, если налоги уплачиваются своевременно и в полном объеме, то несмотря на явное ужесточение налоговой системы, произошедшие изменения не могут негативно повлиять на частных и корпоративных налоговых резидентов Кипра. Меры, принятые правительством Кипра, направлены скорее на усиление контроля за уплатой уже существующих налогов (а не создание дополнительных налогов), а также повышение ответственности собственников и управляющих за деятельность их компаний на Кипре.