Затраты украинских аграриев на логистическую и транспортную составляющую превышают аналогичные затраты европейских и американских компаний. Это снижает конкурентоспособность украинской с/х продукции на мировых рынках. Кроме того, сегодня в украинском АПК сложилась ситуация, при которой рост зернового экспорта опережает развитие логистики (Читайте также «Как инвесторы преодолевают трудности в украинском агробизнесе» ). По прогнозам, к 2022 году экспорт украинских зерновых на мировые рынки составит 41 млн. тонн, что на 46% больше, чем в 2013 году, а традиционным экспортным рынком для Украины станет Азия. 

Как недостаточно развитая логистика может помешать этим амбициозным планам? 

Основные препятствия 

По прогнозу компании Noble Resources Ukraine, занимающейся управлением системой поставок сельскохозяйственной продукции, к 2017–2018 гг. Украина станет крупнейшим экспортером кукурузы, пшеницы и ячменя. Рост экспорта зерновых в компании условно разделяют на две фазы: 
  • 2012–2016 гг. – украинская сельскохозяйственная продукция будет экспортироваться на традиционные рынки (страны Средиземного моря и Ближнего Востока), а баланс будет потребляться азиатскими странами. 
  • 2017–2023 гг. – украинский аграрный экспорт будет расти быстрее, чем спрос со стороны традиционных стран-потребителей, поэтому будет перенаправляться в страны Азии. 
В ближайшие 3-5 лет мировые рынки начнут выходить из рецессии, что обеспечит дополнительный спрос на украинскую аграрную продукцию. Однако обидным препятствием на пути этих планов может стать состояние логистики в Украине: 
  • нехватка портовых и элеваторных мощностей; 
  • устаревший парк железнодорожных вагонов-зерновозов; 
  • неразвитость речной логистики. 
Слишком большие затраты на аграрную логистику 

Как подсчитали в компании Noble Resources Ukraine, доставка аграрной продукции с поля к внутреннему элеватору порта с учетом всех дополнительных затрат (на государственную сертификацию, погрузку и прочее) обходится украинским сельскохозяйственным производителям почти в 33 доллара за тонну. Получается, что затраты на логистику при экспорте из Украины в два раза выше, чем из ЕС, и в 1,7 раза — чем из США. Одна из причин – сложность процессов документарного оформления украинского экспорта, которые требуют существенных денежных и временных затрат. 

Затраты

США

Европа

Украина

Стоимость затрат транспортирования и сертифицирования до порта, долл/т

20

18

32

Стоимость перевалки на FOB, долл/т

8-10

6,2

18

ВСЕГО ЗАТРАТ, долл/т

29

24,2

50


Выбор между старыми вагоны и нееффективными автомобилями 

Несмотря на развитие автомобильного транспорта, сегодня основным логистическим звеном по доставке сельскохозяйственной продукции в порты остается «Укрзалізниця». Об этом говорил генеральный директор Noble Resources Ukraine Владимир Осадчук, во время своего выступления на аграрном форуме, организованном институтом Адама Смита. 

Возраст основной массы железнодорожных вагонов составляет около 30 лет. Это значит, что в дальнейшем государственный парк будет только сокращаться и до 2020 года его доля снизится до минимума, а основной состав будет обеспечиваться за счет частных инвестиций трейдеров и логистических компаний. В таком случае необходимо уменьшить сроки окупаемости зерновозов для частных инвесторов до 5-6 лет (сегодня это около 10-11 лет). 

Все большую роль в аграрной логистике начинает играть автомобильный транспорт. В частности, в октябре-декабре 2013 года фактические автоперевозки в порты превысили ожидаемые. Но в украинских реалиях этот вид транспорта эффективен на расстоянии до 200 км, в других случаях используется железнодорожный. Оптимальным для внутренней аграрной логистики был бы речной транспорт, однако сегодня его доля от общего количества перевозок «от поля в порты» является несущественной. 

Если условно разделить портовую инфраструктуру на теоретическую и эффективную, результаты по итогам 2013 года будут следующими: потенциал перевалки украинских портов — 47 млн тонн, из них эффективных мощностей – около 28 млн тонн. Специалисты компании Noble Resources Ukraine ожидают, что этот показатель будет расти: к 2017 году эффективная составляющая портов по перевалке составит около 39 млн тонн, а к 2022 году она вырастет до 49 млн тонн. 

Основные инвестпроекты по расширению портовых мощностей реализуются или планируются в портах Одессы и Николаева, а также в порту «Южный». 

Пиковыми месяцами для портовой инфраструктуры являются октябрь-декабрь: когда пшеница еще экспортируется, а кукуруза уже экспортируется. Как показал 2013 год, при правильной организации объемы экспорта через порты могут превышать 5 млн. тонн в месяц (тогда как раньше показатель 3 млн. тонн считался исключительным событием). Однако вопрос в том, как долго логистика в ее нынешнем состоянии может выдерживать такой темп. 

Пути снижения логистических затрат 

По мнению генерального директора Noble Resources Ukraine, снизить расходы на логистическую составляющую аграрного экспорта помогут следующие меры: 
  • Принятие закона, который отменяет сертификацию Государственной инспекции сельского хозяйства при отправлении грузов с внутренних элеваторов в порты. 
  • Упрощение или отмена внутренней сертификации ветеринарной и фитосанитарной службы. 
  • Разрешение смешивать партии зерна с целью формирования экспортных партий в портовых складах, что должно ускорить оборачиваемость портовых мощностей. 
  • Отмена дублирующихся показателей различных инспекций, что также приведет к удешевлению сертификации. 
  • Диверсификация тарифов для железнодорожных вагонов, находящихся в частной собственности, что должно способствовать привлечению инвестиций в увеличение парка вагонов-зерновозов частных компаний.
  • Развитие речного судоходства по Днепру: проведение дноуглубления выше Днепродзержинска, создание парка барж и судов «река–море». 
  • Строительство новых терминалов с участием товаропроизводителей и трейдеров. 

По материалам выступления гендиректора Noble Resources Ukraine В.Осадчука
 на международном форуме «Агробизнес Украины 2014»,
организованном институтом Адама Смита (апрель 2014 г.)