Передача полномочий часто является сложным процессом, который ассоциируется с множеством трудностей и вызовов. Ричард Шрапнэл, партнер и CEO компании Baker Tilly Pitcher Partners Melbourne (Australia) делится советами о том, как подготовиться к данному процессу, сохранить бизнес и избежать негативных последствий. 

Принцип № 1: Передача полномочий не означает выход на пенсию

Кем бы вы ни были — основателем компании, главой семейного бизнеса, представителями нового поколения, которые вот-вот примут на себя управление, сотрудниками компании или же независимыми консультантами, помните – передача полномочий это шаг в будущее, а не разрыв с прошлым. Это процесс роста, реализации новых возможностей и создания будущего здесь и сейчас. Передача полномочий в семейном бизнесе это своего рода ритуал, в котором одно поколение, передает управление бизнесом следующему. В данном процессе, как и в семейных отношениях, бывают сложные времена и подчас приходится принимать непростые решения, однако навыки и знания, которые передаются из поколения в поколение, помогают успешно преодолеть все вызовы.

Принцип № 2: Подготовьтесь

При передаче полномочий необходимо найти такой подход, который позволит минимизировать конфликты, улучшит коммуникацию между субъектами процесса и даст позитивные результаты. Если подход эффективен, он поможет идентифицировать слабые места бизнеса и вызовы, которые могут возникнуть в процессе передачи полномочий, а также позволит адекватно и вовремя отреагировать на них. Эффективный процесс передачи полномочий требует времени – вот что стоит помнить перед тем, как начинать. Время требуется не только для того, чтобы спланировать сам процесс, но и для того, чтобы просчитать все возможные варианты, и выбрать наиболее подходящие для вас и вашей семьи.

Принцип № 3: Установите цели заранее

Нельзя переоценить важность правильно установленных целей. Если вы четко обозначите то, чего хотите достичь и сконцентрируетесь на этом, вы сможете более успешно реализовать задуманное. Главной целью передачи полномочий, по сути, является накопление и преумножение состояния из поколения в поколение. Вместе с материальными благами следующим поколениям также необходимо передавать накопленный опыт, и чтобы реализовать это, необходимо установить соответствующие цели. Они должны быть четкими, амбициозными, мотивирующими и поддаваться измерению.

Принцип № 4: Гармония как необходимость

Создание и поддержание состояния гармонии является ключевым элементом процесса передачи полномочий. Гармония является условием достижения целей, а также помогает справиться с вызовами, которые возникают в процессе. Если вы постоянно соотносите ваши действия и решения с установленными целями, это позволит создать прозрачный механизм принятия решений. Участники процесса передачи полномочий могут быть не согласны с вашими решениями, однако, если ваши цели ясны, они смогут понять, чем эти решения или действия обусловлены. Постарайтесь сделать процесс максимально открытым. Объясните его суть всем участниками и не отступайте от намеченного плана. Узнайте больше о том, как наладить коммуникацию в процессе передачи полномочий в семейном бизнесе из Succession Planning. A Simplle Guide for Closely Held and Family Business.

Принцип № 5: Не гонитесь за ценой

Исследования показывают, что когда владельцы бизнеса задумываются о передачи полномочий, стоимость бизнеса становится для них второстепенным фактором. В конечном итоге они гораздо больше концентрируются на стабильности развития компании и сохранении рабочих мест. Эти факторы остаются ключевыми вне зависимости от конечной цели (продажа бизнеса, смена руководства и т.д.). Таким образом, в процессе передачи полномочий очень важную роль играют нематериальные активы. К ним относятся: система отношений с клиентами, квалифицированные специалисты, лицензии, патенты, бренд, дизайн упаковок, право интеллектуальной собственности на контент и т.д.

Принцип № 6: Планируйте заранее, начинайте действовать еще раньше

На самом деле, если вы хотите чтобы процесс передачи полномочий был эффективен, планировать его стоит с первых дней существования компании. Чем раньше вы сможете привлечь представителей нового поколения в управление бизнесом, тем лучше. Это даст им возможность понять, хотят ли они заниматься бизнесом в дальнейшем и достаточно ли у них для этого навыков и мотивации. Помните, время выступает решающим фактором в данном процессе. Наследование — это преумножение богатства на протяжении нескольких поколений и поэтому изначально требует фундаментального подхода и стратегического планирования.

Принцип № 7: Неравенство равенства

Если вам приходится передавать управление бизнесом нескольким членам семьи, которые к тому же в разной степени принимали участие (или же вовсе не принимали) в его функционировании, равное распределение полномочий и прибыли может стать настоящим вызовом. Поэтому стоит руководствоваться принципом «справедливость не означает равенство». Каждый член семьи имеет право на ту долю в бизнесе, которую он заработал, работая на этот бизнес. Это важный момент, и его стоит разъяснить всем заинтересованным членам семьи. Наибольшую часть должны получать те люди, которые наиболее активно участвуют в работе и развитии компании, а также несут наибольшее количество рисков связанных с ведением бизнеса.

Принцип № 8: Советуйтесь

Планирование, прозрачность, налаживание коммуникации, а также независимая оценка являются неотъемлемыми элементами процесса передачи полномочий. Еще один важный аспект — привлечение независимых экспертов, которые имеют необходимые теоретические и практические знания для реализации данной задачи. Выбирая независимого советника, обращайте внимание на тех специалистов, которые имеют большой опыт и концентрируются не только на бизнес-процессах, но и особенностях отношений в семье, результатах, которые процесс будет иметь для всех ее членов.

Более детальную информацию о всех 8 принципах успешной передачи полномочий в семейном бизнесе вы можете найти на сайте глобальной сети Baker Tilly International.