Украина для агробизнеса — это то же, что Cиликоновая долина для IT технологий, лишь с поправкой на то, что потенциал отрасли практически не реализован. Это связано с низким уровнем внедрения современных технологий, отсутствием существенных иностранных инвестиций, а также недостаточной квалификацией работников агросферы. На мастер-классе Baker Tilly (5 декабря) эксперты рассказали собственникам, как повысить эффективность своего агробизнеса и выйти в лидеры рынка уже через несколько лет (Также вы можете скачать кейс по материалам мастер-класса с указанием контактов спикеров).
Переходите на новый уровень ведения сельского хозяйства
Когда-то трендом в сельском хозяйстве была его механизация (переход от ручного труда к машинному). Сегодня мы говорим уже о его технологизации, по крайней мере в большинстве развитых стран. Там, где агробизнес достиг уровня 3.0, сельское хозяйство является одним из ключевых источников инноваций.
С помощью технологий оптимизировать возможно практически любой процесс: от создания общей базы данных договоров аренды земельных участков до разработки автоматизированной системы наблюдения за выполнением технических процессов обработки земли и сбора урожая. Спикер аграрного мастер-класса Артем Беленков (Директор по развитию компании «Панорама АГРО”) отметил, что оптимизация сельскохозяйственных процессов с помощью современного оборудования и программного обеспечения помогает не только увеличить урожайность и рационализировать использование земель, но и бороться с такими проблемами, как воровство и мошенничество.
По словам специалиста, затраты на разработку систем оптимизации зависят от ряда факторов:
а) размера агрокомплекса;
б) желаемой степени модернизации;
в) квалификации сотрудников.
В среднем реализация проекта для комплекса размером 40 тыс. га. занимает три месяца, без учета периода сопровождения проекта, который составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Срок окупаемости проекта – один сезон. Основные затраты (более 60%), как правило, идут на закупку оборудования и программного обеспечения.
Внедряйте правильную систему полива
Вне зависимости от того, управляете ли вы большим агрохолдингом с земельным банком в десятки тысяч гектар, или владеете скромным подсобным хозяйством в 5 гектар, система полива является основой высокой урожайности.
Среди факторов, которые определяют эффективность агробизнеса, Алексей Панфилов, Директор по продажам в Восточной Европе компании Reinke Manufacturing, выделил 5 факторов:
а) качество генетики растений;
б) технология возделывания;
в) практика мелиорации;
г) качество и соответствие удобрений;
д) климатические факторы.
При этом спикер подчеркнул, что все эти элементы не будут эффективны, если система полива не будет соответствовать требованиям почвы и специфике выращиваемых культур. Владельцам сельскохозяйственных комплексов размером свыше 30 га специалист советует отказаться от капельного полива, так как подобные системы расходуют слишком много воды и малоэффективны для насыщения влагой крупных земельных участков.
Обучайте не только менеджмент, но и «работников поля»
Мы можем закупить современную технику или внедрить автоматизированные системы полива. Проблема в том, что сотрудники, как правило, просто не умеют пользоваться новыми технологиями. Современные беспилотники, которые сегодня в США помогают удаленно управлять сотнями гектаров посевов, и многотысячным поголовьем скота, становятся просто дорогой грудой металла в руках необученного сотрудника.
Чтобы люди не пытались перехитрить устройство и не пинали «умные» тракторы, нужно сначала изменить их подход к ведению сельского хозяйства. Обучение должны проходить не только владельцы и менеджеры агрохолдингов, но и простые механизаторы, технологи, агрономы и другие сотрудники, которые ежедневно выполняют работу на полях и предприятиях агрокомплекса. В идеале обучению также должно сопутствовать внедрение современных компенсационных и бонусных систем, которые стимулируют сотрудников более эффективно работать, а не более изощренно красть.
Переходите на МСФО и прогнозируйте биржевые риски
Агробизнес – это не только сельскохозяйственные процессы, но и продажи, отчеты, менеджмент. Евгений Пастухов, Директор агроконсалтинговой компании Offre et Demande Agricole, отметил, что украинский рынок сельхозпродукции влияет на мировые цены, и в то же время является достаточно закрытым, поскольку в управление ним часто вмешивается государство. Это в свою очередь отпугивает иностранных инвесторов, для которых он остается плохо прогнозируемым.
Переход предприятия, в том числе, и даже в особенности, аграрного предприятия, на ведение отчетности по международным стандартам также необходим, если мы говорим о повышении эффективности агробизнеса и оптимизации процессов работы. Переход на МСФО практически неизбежен для любой украинской компании в будущем, и обязателен уже сейчас, если компания стремится выйти на международные рынки. Александр Суворов, Руководитель Департамента технического контроля Baker Tilly, рассказал на мастер-классе о практике внедрения международных стандартов финансовой отчетности в одном из крупных украинских агрохолдингов.
Повышение эффективности агробизнеса предполагает внедрение комплекса разнообразных процессов, которые затрагивают абсолютно все аспекты деятельности: от налаживания процессов землепользования и оптимизации систем контроля посевов до ведения бухгалтерского учета. Правильнее всего подходить к агробизнесу как к системе, в которой каждый элемент влияет на ее эффективность и на конечный результат ее деятельности – урожай.