Перед тем, как начинать торговлю на европейских рынках, необходимо разобраться в особенностях импортных ограничений. Отдельный блок мы посвятили специфике импортных ограничений для сельскохозяйственной продукции. В конце статьи вы также найдете список ресурсов, которые помогут вам лучше разобраться в деталях ограничений импорта для конкретных групп сельскохозяйственных товаров. 

Защита торговли в ЕС 

Несмотря на то, что рынок ЕС является одним из крупнейших свободных рынков, в нем существуют механизмы ограничения торговли со странами, которые не являются членами интеграционного объединения. Специфические торговые режимы с третьими странами, несмотря на некоторые отличия, имеют ряд общих особенностей: 
  1. Инструменты защиты торговли, используемые ЕС, разработаны на основе принципов ВТО. 
  2. Данные инструменты обеспечивают функционирование свободного рынка и открытой конкуренции между национальными производителями стран-членов союза и производителями из третьих стран, не входящих в ЕС. 
  3. Благодаря эффективному применению мер по защите торговли, удалось значительно снизить количество импортируемых товаров, к которым применялись антидемпинговые меры. На сегодняшний день их количество не превышает 0,5% от общего объема внешнего импорта. 
Инструменты защиты торговли в ЕС

Различные инструменты защиты торговли используются для того, чтобы защитить европейских производителей от спекулятивной внешней конкуренции, которая в большинстве случаев связана с субсидируемым импортом и демпинговыми ценами. Применение санкций относительно импортеров, которые нарушают условия функционирования общего рынка, относится к компетенции Европейской комиссии. Благодаря применению вышеуказанных мер, в период с 2009-2013 года удалось существенно снизить количество дел, открытых за нарушение правил антидемпингового законодательства с 67 случаев в год до 51 случая. 

В целом для поддержания торгового баланса и защиты европейских производителей на коммунитарном уровне используются три вида инструментов: антидемпинговые, анти-субсидиарные и превентивные. 

1. Антидемпинговые. Демпинг квалифицируется как явление, в рамках которого производитель из страны, не являющейся членом союза, продает товары в ЕС по ценам, которые ниже рыночных или ниже себестоимости производства. В случае если в процессе расследования Европейская комиссия установит, что определенный иностранный производитель нарушил антидемпинговое законодательство, он будет вынужден возместить нанесенный ущерб европейским производителям. Размер штрафов и санкций может быть фиксированным, изменяемым или выражаться в процентах от общей суммы поставки. В большинстве случаев срок действия ограничений составляет 6 месяцев (в отдельных случаях может быть продлен до 5 лет). 

2. Анти-субсидиарные. Субсидирование – целенаправленная поддержка государствами, которые не являются членами ЕС, своих производителей, в результате чего они получают возможность продавать товары ниже рыночной стоимости или себестоимости производства. С целью обеспечения равноправной конкурентной среды, Европейская комиссия пресекает экспорт таких товаров на территорию ЕС, а импортеры/экспортеры таких товаров подвергаются санкциям и штрафам. Как правило, они выражаются в дополнительных ввозных пошлинах на такие товары. Продолжительность таких санкций варьируется от 4 месяцев до 5 лет. 

3. Превентивные меры. В отличие от двух предыдущих инструментов превентивные меры не применяются для борьбы с несправедливой торговлей или конкуренцией. К ним прибегают в случае резкого изменения конъюнктуры рынка, когда экспорт определенной продукции в ЕС растает настолько быстро, что страны-члены союза не успевают адаптироваться к новым торговым условиям. В таких случаях ЕС совместно с ВТО разрабатывают специальный комплекс мер, который позволяет стабилизировать конкурентную среду. Срок действия таких импортных ограничений в зависимости от ситуации составляет от 200 дней до 8 лет. 

Роль Европейской комиссии в системе защиты торговли ЕС 

Основную роль в защите торговли играет Европейская комиссия. На нее в частности возложены следующие функции: 
  • принимает решение о начале расследования касательно нарушения правил конкуренции на основе поданных жалоб от европейских производителей; 
  • проводит расследования о нарушениях правил конкуренции; 
  • принимает решение о введении и снятии санкций, их сроке действия и размере компенсаций, которые выплачиваются стороной, нарушившей правила конкуренции; 
  • предоставляет Европейскому совету рекомендации относительно введения, снятия санкций относительно той или иной страны/производителя. 
Ограничения на импорт сельскохозяйственной продукции 

1. Импортная лицензия. Импорт сельскохозяйственной продукции в ЕС осуществляется только при наличии специальной лицензии на экспортируемые товары у экспортера. Данные лицензии дают возможность соответствующим органам ЕС отслеживать и контролировать операции импорта такой продукции, а также распределять квоты и при необходимости вводить превентивные меры против поставщиков, нарушающих правила функционирования общего рынка. 

2. Квоты. Регулирование торговли товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, осуществляется в рамках системы квот, которые делятся на 2 вида: преференциальные и автономные (тарифные):
  • Преференциальные квоты. Согласно торговым соглашениям, подписанным Европейским союзом с третьими странами, им предоставляются торговые преференции в виде квот. Квоты предполагают поставку определенного вида продукции третьими странами на рынок ЕС по сниженным тарифным ставкам, за счет чего страна-поставщик получает преференциальную выгоду. В рамках соглашения о глубокой и всеохватывающей зоне свободной торговли с ЕС Украине также предоставлен ряд торговых квот, в том числе и для сельскохозяйственной продукции. Напоминаем, соглашение о ЗСТ с ЕС вступит в силу только в конце 2015 года. 
  • Автономные тарифные квоты. Автономные тарифные квоты могут предоставляться некоторым третьим государствам с целью стимулирования конкуренции между европейскими производителями в определенных сферах экономики внутри общеевропейского рынка. Как правило, такие квоты предоставляются производителям сырья, полуфабрикатов, а также различных компонентов, производство которых в странах-членах союза недостаточно для удовлетворения спроса на внутреннем рынке. В случае если страны-члены становятся способными самостоятельно удовлетворить спрос на внутреннем рынке ЕС, такие квоты для третьих стран отменяются. 
Дополнительная информация о тарифах и квотах доступна по ссылке

3. Управление квотами. Управление квотами осуществляется одним из подразделений Еврокомиссии – Налоговым управлением– по принципу “обслуживания в порядке живой очереди”. Информацию о текущем балансе квот для любой страны — не члена ЕС, в том числе и для Украины, можно найти здесь. К сельскохозяйственной продукции также применяется масса дополнительных требований по безопасности, техническим стандартам, упаковке продукции, маркетингу и т. д. 

С дополнительными требованиями к сельскохозяйственной продукции вы можете ознакомиться, перейдя по следующим ссылкам: 

Дополнительная информация по импортным квотам на конкретные группы сельскохозяйственных товаров (зерновые, фрукты, овощи, продукция животноводства и т.д.) доступна по ссылке.

Дополнительные полезные ресурсы для экспортеров сельскохозяйственной продукции

1. Правила ведения органического земледелия и экспорта органической продукции в страны ЕС: ссылка 
2. Приложение, позволяющее узнать статистику по объему торговли конкретными группами товаров Украины со странами членами ЕС за период с 2009 по 2013 гг.: ссылка 
3. Приложение, которое позволяет узнать все требования, которым должна соответствовать импортируемая в страны ЕС сельскохозяйственная продукция: ссылка.