Если вы никогда не сталкивались с коррупцией лицом к лицу и считаете, что это не главная проблема государства, вам необходимо осознать одну вещь: коррупция наносит вред уровню жизни людей, независимо от того, как они к ней относятся. Давайте посмотрим, как поживает коррупция в других странах и к чему приводит. 

Несмотря на то, что само слово «коррупция» больше ассоциируется с государственным управлением, паразитируя в бизнесе, она приносит не менее ощутимый вред экономике. И это проблема не только Украины. Неформальный “коррупционный договор” существует в большинстве стран мира, как развитых, так и слаборазвитых. Согласно UN Human Development Index, более 65% случаев взяточничества приходится на страны с высоким и средним уровнем развития. 

Менеджмент корпораций в половине случаев знает 
о коррупционных схемах компании 

В конце 2014 года Организации экономического сотрудничества и развития провела исследование, в котором проанализировала 427 случаев взяточничества в более чем 86 странах мира с участием больших корпораций. Досадный факт: более чем в 50% случаев топ-менеджмент компаний знал о коррупционной деятельности компании либо же принимал непосредственное участие в процессе. При этом в 12% случаев в коррупционных сделках фигурировали непосредственно CEO или президенты компаний. 

В 80% изученных случаев взятки давались сотрудникам государственных предприятий. Самая популярная причина дачи взяток — получение прав на выполнение тендеров по государственным закупкам. 

Кто дает взятки? 

Исследователи также выяснили, что в коррупционной деятельности замешаны преимущественно большие компании (более 60% от общего количества), в то время как малый и средний бизнес (до 250 сотрудников) прибегает к взяткам лишь в 4% случаев. 

Если посмотреть на статистику по секторам экономики, в которых наиболее распространена коррупция, становятся понятны причины такого большого разрыва. Более 50% коррупционных дел приходится на три сферы:
  • добыча полезных ископаемых; 
  • строительство; 
  • транспорт и логистика. 
Малый и средний бизнес, как правило, задействован в данных сферах бизнеса незначительно. Также, помимо государственных закупок, коррупция активно развита в таможенной сфере (12% случаев) и в сфере налогообложения (6%). 

Кто берет взятки? 

Как сказано выше, более чем в 80% случаев взятки предлагаются представителям государственных компаний и предприятий. Далее в мировом рейтинге коррупционеров идут главы государств (6,97%), отраслевые министры (4,08%), а также представители военных и оборонных ведомств (2,93%). Лишь чуть более 6% взяток приходится на других чиновников. Согласно исследованию, за период с 1999 по 2014 год самый большой размер взятки, выплаченной чиновнику иностранной компанией, составил 1,4 млрд. долл., а самый маленький – 13,17$. 

Установлено, что в среднем размер взятки составляет около 10% от общей суммы сделки или около 30% от прибыли, которую компания получает в результате успешного ее завершения. 

Коррупционная составляющая любой сделки предполагает, что компания несет дополнительные расходы. Компенсируют эти затраты транснациональные корпорации либо за счет трансфертного ценообразования, либо за счет экономии на оплате труда сотрудников в странах, с менее развитым трудовым законодательством. 

Чем опасна коррупция для тех, кто никогда не брал и не давал взяток 

Ущерб от подобных неформальных коррупционных сделок выходит далеко за рамки трудового законодательства. Коррупция нарушает эффективность взаимодействия между государственным аппаратом, бизнесом и обществом, создавая непрозрачную экономическую модель, значительно увеличивая то, что Дуглас Норт называет “транзакционные издержки”. Они, в свою очередь, приводят к серьезному перекосу в конкурентной среде, в которой основные блага перераспределяются в пользу субъектов (чиновников и бизнесменов), участвующих в коррупционных “схемах”. 

Коррупция подрывает основу свободного рынка и содействует массовому перераспределению капитала в пользу тех компаний, государственных организаций и лиц, которые ведут дела в обход общеустановленных правил. Эти методы препятствуют развитию государства и способствуют обогащению определенных групп лиц. Типичным примером реализации подобной экономической модели является Украина. 

Специфика коррупции такова, что ни одно исследование не может точно определить потери, которые при этом несут государства и бизнес. Тем не менее они дают четкое понимание, что интересы, которые отдельные компании, организации, и лица реализуют при помощи коррупционной деятельности, наносят гораздо больший ущерб в долгосрочной перспективе, чем создают краткосрочной выгоды. Чем более коррумпирована система, тем ниже уровень доверия субъектов друг другу, соответственно, тем сложнее вести бизнес. 

Прозрачность институций и уровень коррупции определяют инвестиционную привлекательность государства, уровень жизни населения, конкурентную среду для бизнеса и эффективность функционирования экономики в целом. Вот самое простое объяснение, почему борьба с коррупцией, как в бизнесе, так и государственной системе, должна стать приоритетом №1 для Украины.

Коррупция – это «кость в горле» для реформирования государства 

Правительство Украины обещает бороться с коррупцией путем создания Национального антикоррупционного бюро. Однако говорить и делать – занятия абсолютно разные. Коррупция, как на бытовом уровне, так и в бизнесе, до сих пор остается одной из ключевых проблем, не позволяющей эффективно проводить реформы, развивать прозрачные государственные институты и создавать благоприятную конкурентную среду. 

По словам Алексея Хмары, Исполнительного директора Transparency International Ukraine, коррупция – одно из наиболее опасных социальных и экономических явлений, сигнализирующее об отсутствии подотчётной системы государственного управления. По данным Transparency International, представленных в Corruption Perception Index и Global Corruption Barometer, Украина занимает 142 из 175 возможных позиций по уровню коррумпированности, а среди 12 проанализированных институтов, именно украинские суды пользуются максимальным уровнем недоверия – 87%. 

Алексей Хмара уверен, что для решения этой задачи недостаточно создать независимое Национальное Антикоррупционное бюро, цель которого заключается в борьбе с коррупцией в высших эшелонах украинской власти. Сейчас на повестке дня должны стоять системообразующие антикоррупционные реформы, позволяющие создать прозрачные долгосрочные институты власти и обеспечить широкий доступ к информации о правительстве, государственном бюджете и тендерах путем создания публичных электронных реестров и диджитализации процессов управления. Формула прозрачности государственных институтов плюс ответственность граждан должна дать положительные результаты.