Экспорт в страны ЕС, помимо выполнения ряда требований к самой продукции, также требует соблюдения технических процедур, связанных, в частности, с таможенным оформлением товаров. В данной публикации мы предлагаем вашему вниманию короткий анализ базовых сопроводительных документов, которые понадобятся для таможенной очистки товаров при экспорте в страны Европейского союза.
Торговый счет-фактура
Торговый счет-фактура является подтверждением заключения сделки между экспортером и импортером товаров. Экспортер выставляет импортеру счет-фактуру для взимания платы за полученные товары. Данный документ содержит базовую информацию о транзакциях, и является обязательным при проведении таможенной очистки товаров. Как правило, счет-фактура содержит следующую информацию:
- данные об импортере и экспортере (адреса, контактные данные и т. д.);
- номер и дата составления документа; описание товаров (наименование, количество и т. д);
- единицы измерения товаров (тонны, килограммы, литры и др.);
- стоимость единицы товара/всей партии товаров;
- количество единиц товара;
- валюта, в которой совершается сделка;
- условия проведения оплаты (дата, наличие скидок и т. д);
- вид транспорта, с помощью которого осуществляется поставка товара, а также ряд других данных.
Унифицированной формы счета-фактуры не предусмотрено. Он может быть составлен на любом языке и в любой форме, удобной для сторон сделки, при этом, однако, рекомендуется сделать перевод документа на английский.
Декларация таможенной стоимости
Декларация таможенной стоимости необходима в случае, если стоимость экспортируемых товаров превышает €10 000. Основной функцией документа является отображение точной стоимости товаров, подлежащей налогообложению. Декларация заполняется в соответствии со стандартной формой DV 1.
Накладная на груз
В зависимости от выбранного метода транспортировки, при таможенной очистке товаров предоставляется один из нижеперечисленных документов. Транспортная накладная Транспортная накладная выдается судоходной компанией отправителю груза (экспортеру) в качестве подтверждения того, что товар был принят на борт. Данный документ служит подтверждением обязательств перевозчика доставить товар в надлежащем количестве и состоянии, оговоренном в договоре. Транспортная накладная содержит детальное описание товара, судна, которым осуществляется поставка, а также порта назначения.
Путевой лист (автоперевозки)
Документ, содержащий детальную информацию о товарах, перевозимых из одной страны в другую на грузовых автомобилях. Данный документ позволяет грузоотправителю распоряжаться товарами во время их транспортировки. Путевой лист составляется в четырех экземплярах и подписывается экспортером товаров, а также перевозчиком. Первая копия документа остается у экспортёра; вторая – у перевозчика; третья сопровождает груз и доставляется вместе с ним его получателю; на четвертой получатель груза проставляет печать и подпись, и отправляет ее обратно отправителю. Как правило, путевой лист выдается на каждый автомобиль, перевозящий груз.
Авианакладная
Данный документ является подтверждением заключения контракта на предоставление транспортных услуг между отправителем груза и перевозчиком, а также подтверждает обязательства последнего по его доставке. Одна и та же авианакладная может быть использована для совершения нескольких поставок товара; при этом она составляется в трех экземплярах, с которых снимаются несколько копий. Оригиналы остаются у всех сторон сделки (отправителя, получателя и перевозчика груза). Копии авианакладной могут пригодиться для предъявления в аэропортах, а также в некоторых случаях для дальнейшей транспортировки товаров.
Железнодорожная накладная
Документ, необходимый для перевозки товаров по железной дороге. Выдается перевозчиком груза в пяти экземплярах: оригинал сопровождает товар, один из экземпляров хранится у поставщика товара, а три других используются перевозчиком для внутренних целей.
Карнет ATA
Карнет АТА – международный таможенный документ, который выдается большинством торговых палат стран мира. Документ разрешает временный ввоз товаров на территорию другой страны без уплаты налогов и таможенных сборов.
Как правило, карнет АТА выдается для экспорта следующих групп товаров: коммерческие образцы, профессиональное оборудование и товары, предназначенные для участия в торговых выставках, ярмарках и т.д.
Украина также является членом Стамбульской конвенции о временном ввозе товаров, соответственно на ее территории разрешена выдача и обращение данных документов. Карнеты ATA в Украине выдает Торгово-промышленная палата Украины. Дополнительная информация о документе доступна тут.
Карнет TIR
Таможенный документ, используемый при международной перевозке товаров грузовыми автомобилями. Перевозка грузов согласно данному документу осуществляется в рамках процедуры TIR, установленной одноименной конвенцией 1975 года. Больше о процедуре можно узнать тут.
Страхование груза
Страховка покрывает общие риски, связанные с погрузкой, хранением и перевозкой груза, а также такие необычные риски, как забастовки, страйки и терроризм. Ответственность перевозчика груза определяется в зависимости от вида страховки:
- Страховка на автомобильные грузовые перевозки;
- Страховка на перевозку по железной дороге;
В этих случаях перевозчики освобождаются от ответственности за сохранность товаров: товары имеют производственные дефекты; в случае форс-мажорных обстоятельств; в случае ошибки, которая произошла по вине отправителя или получателя груза.
Страховка на перевозку товаров морскими судами. Судоходная компания освобождается от ответственности за сохранность товаров в случае: наличия производственных дефектов; повреждения товаров членами экипажа; пожара; неисправности корабля; форс-мажорных обстоятельств; страйков; забастовок; ошибок погрузчиков груза и т.д. ·
Страховка на перевозку товаров воздушными судами. Компания перевозчик освобождается от ответственности за повреждение товаров, если: произошли форс-мажорные события; повреждение произошло по вине пилота или вследствие сбоев в навигации; повреждение товаров произошло по вине поставщика или получателя товаров.
Упаковочный лист
Один из видов сопроводительных товарных документов который входит в пакет документов, необходимых для таможенной очистки товаров в ЕС. Как правило, документ составляется в двух экземплярах на любом языке и в любой форме, удобной для сторон сделки, при этом также рекомендуется сделать перевод документа на английский. Упаковочный лист содержит информацию:
- об экспортере, импортере и перевозчике груза;
- дате выдачи документа;
- виде упаковки (банки, бочки, картонные коробки, деревянные ящики, мешки и т.д.)
- количестве единиц упаковки;
- весе, размер упаковки и т.д.
Единый административный документ (SAD)
Все товары, экспортируемые в ЕС, должны быть задекларированы в так называемом едином административном документе (SAD), который является унифицированной формой декларирования товаров при их экспорте в страны-члены ЕС. Данный документ составляется на одном из официальных языков ЕС, который используется в стране, где проводится таможенная очистка товаров.
Единый административный документ содержит информацию:
- об импортере, экспортере, посреднике, перевозчике и других возможных сторонах участвующих в сделке;
- товарах (коды TARIC, вес, количество и т.д.);
- способе транспортировки;
- стране происхождения, экспорта и импорта товаров;
- коммерческих и финансовых данных;
- предназначении товаров (временный импорт, транзит, розничная реализация и т.д.);
- других сопроводительных документах (разрешение на импорт; сертификаты соответствия продукции стандартам качества и безопасности; документация, подтверждающая происхождение товаров; коммерческие накладные и другие документы, которые могут быть необходимы для таможенной очистки в зависимости от специфики экспортируемых товаров);
- методах уплаты соответствующих налогов и сборов (НДС, акцизов, таможенных пошли и т.д.);
Дополнительная информация о SAD доступна здесь.