Развитие экспорта — это спасение для Украины. Интенсификация экспортной деятельности является эффективным ответом на вызовы, которые стоят сегодня перед украинской экономикой. Перспективы развития украинского экспорта, в частности, стали одной из ключевых тем обсуждения на бизнес-форуме, организованном юридическими компаниями Integretis, Eversheds, K&L Gates и Arnall Golden Gregory. Наша компания, а также консалтинговые компании Sales Capital AG и Pedersen & Partners поддержали проведение форума. 

Спикерами форума были представители Министерства аграрной политики, Кабинета министров, посольства США в Украине, EBRD, BNP Paribas, партнеры ведущих международных юридических и консалтинговых фирм, а также владельцы бизнеса. В своих выступлениях эксперты сконцентрировались на практических решениях тех вызовов, которые стоят сегодня перед украинским экспортом. 

Мы подготовили для вас подборку из 20 наиболее интересных цитат, которые помогут понять, почему экспорт — это будущее Украины. 

Джеймс Линдли, руководитель экономического департамента, Посольство США 

1. “Когда вы выходите на новый рынок, не жалейте ресурсов, времени и средств на поиск надежных партнеров и проведение due diligence. Это позволит вам установить правильные связи и выстроить долгосрочное партнерство с вашими иностранными коллегами”. 

2. “Основными статьями экспорта из Украины в США являются газ, нефть, металлопрокат, продукция машиностроения и высокотехнологичные товары. За прошлый год, несмотря на все события, которые произошли в вашей стране, Украина экспортировала в США продуктов и услуг приблизительно на $1 млрд. Это неплохой результат, который может быть улучшен в десятки раз, если вы начнете реализовывать свой потенциал в полной мере, например в той же сфере сельского хозяйства”. 

3. “Один из лучших способов получить доступ к рынку США – сделать прямую инвестицию. У министерства торговли США есть специальная программа Select USA, в рамках которой компаниям оказывается разностороння помощь по выходу на рынок США”. 

Джоселин Гиттон, Представительство Европейского союза в Украине 

4. “Научившись продавать на рынках Европы, украинские компании смогут продавать свою продукцию в любых других странах мира. Однако им предстоит преодолеть как минимум один фундаментальный вызов – привести свою продукцию и производство в соответствие с европейскими стандартами и требованиями”. 

5. “В ЕС мы понимаем, что просто не имеем права упустить возможность инвестировать в вашу страну. Верно также и обратное. Еще год назад объем экспорта из Украины в Россию и из Украины в ЕС был приблизительно одинаковый. Сегодня, 1/3 украинского экспорта идет в Европу и лишь 1/5 в Россию. Потенциал для дальнейшего роста экспорта в ЕС огромен. Наш рынок более чем в 10 раз превосходит российский”. 

6. “Украина может экспортировать в ЕС не только продукцию аграрного сектора и сырье, но и другие виды товаров с более высокой добавленной стоимостью. Для этого нужно глубже интегрироваться в европейскую цепочку создания стоимости продукции. Может показаться невероятным, но более 80% чешского экспорта идет в Германию. Это происходит лишь потому, что Чехии удалось интегрировать свою экономику в цепочку создания стоимости продукции в автомобильной индустрии и машиностроении, которые очень развиты в Германии. К чему-то подобному должна стремиться и Украина. Для этого у вас есть все – прекрасное географическое положение, дешевая рабочая сила, развитый человеческий капитал”. 

7. “Европейский рынок очень прозрачный и конкурентный. Поэтому вне зависимости от того, какую страну вы представляете — Испанию, Украину или Японию, все должны вести бизнес согласно четким, единым правилам. Украинские компании должны понимать это и быть готовыми вести честную игру”. 

Валерий Пятницкий, советник Премьер-министра Украины 

8. “В последнее время в прессе появились пессимистические оценки касательно сокращения экспорта в ЕС, которое якобы связано с недостаточным объемом квот. На самом деле это не так. Падение экспорта обусловлено событиями на востоке, в результате которых мы потеряли массу производственных мощностей, на которых производилась экспортная продукция, а также общим падением объемов производства внутри страны”. 

9. “Проблемы с экспортом продукции сельского хозяйства в ЕС связаны в основном с несоответствием ее европейским стандартам и требованиям, а также сложностями с поиском партнеров. Налаживать экспорт нам также мешает отсутствие доступа к финансированию, кредитам и непонятная ситуация с возвращением НДС”. 

10. “На сегодняшний день в Кабинете министров мы рассматриваем возможности создания государственных институций по поддержке и продвижению украинского экспорта. Мы изучаем опыт США, Швейцарии и ряда других стран, где развито это направление. Например, сейчас активно обсуждается идея создания кредитно-экспортного агентства”. 

Александр Романовский, Министерство аграрной политики и продовольствия Украины 

11. “Нам необходима институциональная реформа. У нас есть хорошие законы, направленные на развитие экспорта. Они приняты, но не работают. Поэтому нам нужны институции, способные воплощать эти законы в жизнь”. 

Джин Берд, партнер Arnall Golden Gregory 

12. “В следующий раз вместо того, чтобы ехать в Disneyland в Париж, езжайте в Оклахому или Северную Дакоту и поищите покупателей своей продукции там. Покупатели в Америке есть, и они готовы покупать украинскую продукцию. Просто возьмите и сделайте это. Если вы будите ждать, пока правительство вам поможет, вы будете ждать очень долго”. 

13. “В Америке есть система общего права – Common law, которая накладывает минимальные ограничения на то, как структурировать отношения между бизнесом. С одной стороны, это хорошо, с другой — это большая ответственность. Вам с вашим американским партнером придется написать свой собственный закон, регулирующий конкретно ваши бизнес-отношения. Именно поэтому американские контракты всегда такие толстые”. 

14. ”Старайтесь получить как можно больше информации о вашем американском партнере. То, что компания зарегистрирована на Wall Street в Нью-Йорке еще не значит, что там не сидят пройдохи, которые вас “кинут””. 

15. “Как говорил Рейган: “Правительство не является решением наших проблем, правительство и есть наша проблема”. Это очень актуально для Украины”. 

Татьяна Ридеард, директор по Восточной Европе, Vistra 

16. “Осваивая новый рынок, украинские компании часто пытаются привнести в него свою модель ведения бизнеса. Но это не правильно. На рынках других стран приходится либо играть по их правилам, либо не играть вообще”. 

Жан Люк Дегель, заместитель председателя правления BNP Paribas Group 

17. “Украине нужно меньше олигархов и жуликов и больше простых бизнесменов”. 

18. “Для предоставления финансирования мы отбираем только самые лучшие украинские компании с хорошей репутацией, которых у вас мало. Поверьте, у большинства иностранных финансистов не очень хорошее мнение об Украине”. 

Евгений Ромащин, генеральный директор Corum Group 

19. “Когда мы искали внешние рынки сбыта для своей продукции, мы поняли что очень важно учитывать культурные особенности каждой отдельной страны. В Европе вы можете спокойно продавать продукцию через посредников, в то время как в Китае необходимо локализировать производство. В противном случае, китайцы очень быстро соберут аналог вашей техники, которая будет на порядок дешевле, и заберут ваш рынок”. 

Дирк Сижберсм, руководитель Business Club Kyiv — The Netherlands 

20. “В экспорте гораздо больше преимуществ и выгод, чем трудностей”. Если вы нацелены развивать экспортное направление — не отступайте. Оцените трезво свои возможности, проделайте всю подготовительную работу, и дополнительная прибыль не заставит себя долго ждать.