Нетворкинг – настоящий океан возможностей для одних и ночной кошмар для других. Тем не менее, это неотъемлемая часть бизнеса. Правильный нетворкинг помогает находить единомышленников, устанавливать важные деловые контакты, получать выгодные контракты или предложения о работе. Однако, несмотря на потенциальные выгоды подобных мероприятий, лишь немногие готовятся к ним, прорабатывая стратегию поведения. А зря. Пара часов подготовки, и вы смогли бы не только внимать другим, но и демонстрировать собственные профессиональные качества. 

Мы составили список из 18 простых шагов, которые позволят вам чувствовать себя на нетворкинг-мероприятиях как рыба в воде. 

Слушайте 

Когда вы сомневаетесь, слушайте. Когда кто-то говорит, а вы не согласны с мнением этого человека – слушайте. Большинство людей на подобных мероприятиях в основном болтают о себе, так что образ внимательного человека даже выделит вас из толпы. Задавайте вопросы и слушайте ответы. Чем больше вы внимаете, тем больше полезной информации сможете извлечь. И самое первое, что стоит запомнить – имя собеседника. Это очень важно для поддержания дальнейшего диалога. 

Изучите наиболее интересных посетителей мероприятия

Если в списке гостей есть те, на кого вы хотите произвести впечатление или с кем давно мечтали познакомиться, не поленитесь провести предварительное исследование. Изучите интересы этих людей, профессиональный опыт, а также проекты, над которыми они сейчас работают. Поможет вам в этом, как всегда, Google и социальные сети. 

Обсуждайте общие интересы 

Наладить контакт с малознакомыми людьми помогут общие интересы. Чтобы раскрыть человека и понять, можно ли обсуждать с ним деловые вопросы, сначала постарайтесь найти объединяющие вас темы, пусть даже отвлеченные. Не спешите сразу нагружать собеседника своими целями, позвольте ему немного расслабиться, расположив к себе дружественным тоном. И лишь поняв, кто перед вами, не спеша перейдите к главному. 

Задавайте вопросы

Хорошего собеседника в наше время встретить трудно. Больше всего люди любят говорить, а вовсе не слушать других. Но в случае с нетворкингом это даже дает вам преимущества. Тот, кому нравится рассказывать о себе, также любит, чтобы ему задавали вопросы о его интересах, опыте и т.д. За тем, собственно, мы и приходим на подобные мероприятия. Задавайте наводящие вопросы и получайте свои ответы. 

Будьте посредником 

Не зацикливайтесь на том, чтобы перезнакомиться со всеми гостями мероприятия. Сами тоже знакомьте людей. Когда вы начинаете беседу с новым человеком, подумайте о том, кто из присутствующих может быть ему полезен, и постарайтесь их свести. Посредники легче обрастают новыми связями, в том числе и потому, что к ним чаще обращаются другие с просьбами познакомить их с «нужными людьми». 

Определитесь с целями 

Люди посещают нетворкинг-мероприятия по ряду причин. Это может быть поиск новой работы, установление контакта с потенциальными клиентами или простое непринужденное общение, которое помогает себя показать и на людей посмотреть. Специалисты по нетворкингу рекомендуют четко сформулировать цели, прежде чем идти на мероприятие. Так вы сможете более эффективно использовать время – свое и своих собеседников. 

Не будьте продавцом 

Вряд ли кому-то придутся по душе чрезмерно навязчивые люди, пытающиеся всеми силами продать свою услугу или товар даже во время кофе-брейка. Нетворкинг-мероприятия – это не семинары по продажам. Они предполагают неформальное обсуждение деловых вопросов. Не стоит превращать общение в sales pitch. Всему свое время и место. 

Следите за жестами 

Люди подсознательно читают язык тела. Отдавайте предпочтение открытым позам: голова высоко поднята, ровная осанка, руки и ноги не скрещены. Это четкий сигнал вашей уверенности и открытости к общению. А скрещенные руки или ноги, напротив, говорят о вашей застенчивости и подсознательном желании избежать диалога. Перед посещением подобных мероприятий, освежите в памяти основные приемы правильного использования языка тела в деловом общении. 

Знакомьтесь 

Поначалу на подобных бизнес-встречах человек может чувствовать себя немного неуклюжим. Особенно, если он интроверт и ему не так просто начать беседу. Однако затеряться в толпе – не лучшая стратегия для эффективного нетворкинга. Преодолевайте соблазн остаться незамеченным и поставьте себе цель. Например, познакомиться минимум с пятью людьми. 

Уделяйте внимание эмоциям своего собеседника 

Вместо того, чтобы сосредотачиваться на собственных переживаниях, уделите больше времени психологическому состоянию вашего собеседника. Старайтесь стереть эмоциональную неловкость вниманием к деталям, продуманными вопросами и демонстрацией неподдельного интереса к новому знакомому. Люди, проявляющие внимание и заинтересованность, производят гораздо лучшее впечатление на собеседника, чем поверхностные болтуны. 

Не бросайте разговор ради более интересного контакта 

Желание избежать неловкой и скучной беседы ради более «крупной рыбы» весьма естественно. Нет ничего плохого в сведении разговора к его логическому завершению и прощанию. Однако резко прекращать беседу и переключаться на кого-то «поинтересней» абсолютно неприемлемо. 

Делайте записи 

По завершению мероприятия систематизируйте полезную информацию, сделав записи. Также хорошо бы завести электронную адресную книгу и переносить туда данные с визиток, которые вы насобирали во время мероприятия. Записи можно хранить как в письменном, так и в электронном виде. Последний вариант более удобный, поскольку поместив данные в облачное хранилище, вы сможете получить к ним доступ в любое время. 

Всегда жмите руки

Исследование, проведенное Beckham Institute, показало, что рукопожатие увеличивает шансы на положительное социальное восприятие. В частности, результаты исследования продемонстрировали, что рукопожатие изначально снижает уровень негативного восприятия. 

Выполняйте обещания в течение 72 часов 

Согласно правилам хорошего тона, если вы пообещали с кем-то связаться в ближайшее время, сделайте это в течение следующих 72 часов. Более длительное затягивание будет расценено как незаинтересованность или безответственность. Независимо от того, пообещали вы отправить собеседнику презентацию продукта или просто сбросить ссылку на интересный контент. Занятые люди очень ценят оперативный follow up

Отдавайте предпочтение качеству над количеством 

Лучше проводить больше времени участвуя в серьезном разговоре с меньшим количеством людей, чем вести светские беседы со всеми сразу. Качество информации, которую вы получите при профессиональном обсуждении чего-либо с двумя-тремя собеседниками, будет гораздо выше, чем при двухминутных «разговорах о погоде» с десятью. Не пытайтесь понравиться всем. Лучше внимательно слушайте, задавайте продуманные вопросы собеседникам и подталкивайте их к предметному обсуждению интересующих вас тем, если это уместно. 

Улыбайтесь 

Улыбка – это признак открытости, радости и уверенности. Кроме того, доказано, что улыбка действительно помогает чувствовать себя более счастливым. Улыбайтесь непринужденно, давайте окружающим сигнал, что вы открыты к общению и новым знакомствам. Имейте при себе визитки и раздаточные материалы Не такое уж это открытие, правда? Тем не менее, напоминание никогда не будет лишним. В зависимости от типа мероприятия вам могут понадобиться брошюры, проспекты и другие информационные материалы. Позаботьтесь об этом заранее. 

Подготовьте краткую презентационную речь 

Представьте, что вы добились внимания нужного собеседника, и тут он вас спрашивает: «А чем Вы занимаетесь?» (поставьте сюда любой другой вопрос). И вы начинаете говорить что-то невнятное, слишком вдаваясь в подробности или же наоборот обобщая. Собеседник быстро утратит к вам интерес, а все ваши усилия по налаживанию контакта с ним пропадут даром. Поэтому подготовьте краткую презентацию, которая позволит раскрыть уровень своей компетенции в определенной сфере, то есть дать небольшую саморекламу. Она должна быть четкой, краткой и вызывать интерес, чтобы собеседник захотел задать вам уточняющие вопросы. 

Быть эффективным в нетворкинге значит ходить на мероприятия с четкой целью и планом, но в то же время уметь вести себя легко и непринужденно. Тот, кто способен всецело вовлекаться в процесс продуктивного полезного общения и действительно в нем заинтересован, добивается успеха в таких делах.. Это, конечно, не ядерная физика, но немного подготовки и предварительной работы никогда не бывают лишними, даже если речь идет о «непринужденном» общении с людьми. 

По материалам entrepreneur.com