Говоря о развитии бизнеса, мы подразумеваем использование супертехнологий, неисчерпаемое финансирование, первоклассных сотрудников. Это неограниченные ресурсы, и именно о них думает собственник, желая вывести компанию на новый уровень. В реальности же немногие компании получают доступ к таким ресурсам. Большинству приходится развивать бизнес ограниченными ресурсам – без доступа к инновациям, с обычными сотрудниками и скуповатыми  инвесторами. И это хорошо.

Стандартные ресурсы — не приговор. Это основа, без которой невозможно будет эффективно использовать уникальные ресурсы, когда к ним откроется доступ.

Почему важны стандартные ресурсы

Инновационные технологии и сильный имидж бренда создают для компании дополнительные возможности. Но чтобы воспользоваться ими, необходимо стоять на прочной и простой платформы. Именно стандартные, общедоступные (и дешевые) ресурсы создают эту платформу.

Даже инновационным IT-стартапам с уникальной бизнес-идеей нужны услуги бухгалтера. Компании не обойтись без среднестатистических сотрудников, проверенных (и слега устаревших) технологий, потому что они обеспечивают стабильное функционирование бизнеса в тех аспектах, где креативность или финансирование не играют решающей роли.

Почему не стоит ориентироваться только на уникальные ресурсы

Получить уникальные ресурсы для развития и рвануть вперед как гепард – звучит заманчиво. Моментально появятся серьезные конкурентные преимущества, завтра же увеличится производительность, инновационный потенциал компании заставит плакать конкурентов. Все это так, но не совсем. К такому масштабу компания должна быть готова, поскольку уникальные ресурсы повышают риски для бизнеса. И вот почему:

1.     Стоят дороже

За талантливых сотрудников или современные технологии всегда придется платить больше. Это рациональное решение, если в компании есть условия для реализации потенциала таких сотрудников и технологий. Иначе средства, затраченные на привлечение таких ресурсов, превратятся в убыток для компании. Из-за стабильно высокого спроса на такие ресурсы повышается не только ценность обладания такими ресурсами, но и их цена. Таким образом, для малых и средних компаний использование уникальных ресурсов может быть нерентабельным.

2.     Делают компанию более уязвимой

Делая ставку на специалистов с уникальной компетенцией, вы увеличиваете зависимость бизнеса от конкретных людей. К тому же их трудно заменить. Осознавая собственную ценность для компании, такие специалисты часто реализовывают личные интересы, которые могут идти в разрез с интересами компании. При этом они не боятся потерять работу, так как спрос на их услуги высокий, и ваши конкуренты с удовольствием примут их к себе в штат. Из-за этого таких специалистов сложно удержать. Подобную ситуацию можно наблюдать и с крупными клиентами, и другими стратегическими ресурсами.

3. Могут тормозить развитие компании

Помните, что уникальные ресурсы со временем превращаются в стандартные. Технологии устаревают, сотрудники теряют компетенцию, источники финансирования исчерпываются, стратегические клиенты разоряются или уходят. Поэтому нельзя допускать, чтобы удельный вес уникальных ресурсов в бизнесе компании ставил под угрозу весь бизнес. Чем более сбалансированный подход к соотношению стандартных и уникальных ресурсов применяется в компании, тем более устойчива она в долгосрочной перспективе. 

4. Имеют мало общего с рутинным функционированием компании

Адаптировать уникальные ресурсы для решения стандартных вызовов очень трудно. Чтобы оставаться прибыльной, необязательно обладать чем-то уникальным или дорогим. Все зависит от того, на какую целевую аудиторию вы ориентированы. 

Например, компания BMW использует инновационные технологии, позволяющие экономить топливо, обеспечивать  высокую производительность и хороший уровень безопасности и комфорта для водителей и пассажиров. Автомобили компании стоят дороже, чем большинство азиатских, европейских или американских конкурентов. В то же время существуют автомобили Dacia, чьи технологии создания и производительность далеки от BMW. Зато эти автомобили относительно дешевые. Обе бизнес-модели работают, оба производителя продают свои продукты, хотя количество уникальных ресурсов (прежде всего технологий, разработанных самой компанией) у BMW больше, чем у RenaultNissan, который производит автомобили Dacia. Компании ориентируются на разные целевые аудитории, хотя и удовлетворяют одну и ту же потребность — передвижение.

Со стандартными ресурсами развивать бизнес проще и дешевле. Оцените этот фактор при выстраивании бизнес-модели, ориентированной на интенсивное использование уникальных ресурсов. Уникальные ресурсы редкие и дорогие, и способны принести пользу только той компании, которая способна выдержать агрессивное развитие.  

По материалам MIT Sloan Management Rewie