Компании часто не готовы к изменениям. Когда же они наступают, выживают те, кто умеет адаптироваться и быть гибким. И чем быстрее они это делают, тем лучше. Те, кто не умеет адаптироваться, несут большие убытки или закрываются, повышая уровень безработицы. Отсюда вывод – будьте готовы к тому, что изменения наступят в любую минуту. Конечно, невозможно предсказать их характер или точное время, но у вас в арсенале всегда должно быть несколько инструментов, которые помогут выстоять в турбулентные времена. Подготовка к изменениям это систематическая работа и лучше всего, когда антикризисный рецепт уже лежит в ящике стола, а не пишется во время кризиса. Вот из чего он должен состоять.

Финансовая подушка

Если вы дорожите бизнесом, у вас должна быть та солома (в виде определенной денежной суммы), которую вы подложите, когда будете падать. В кризисные времена полагаться исключительно на банковские кредиты или внешние инвестиции нерационально. В таких ситуациях банки обычно урезают программы по выдаче кредитов и повышают кредитные ставки, что делает их недоступными для большинства компаний. Инвесторы тоже не готовы тратиться, опасаясь того, что компания, в которую они вложатся, обанкротится. Поэтому у вас должны быть в запасе собственные средства.

Создайте “антикризисный фонд”, “фонд на развитие компании” – название не важно, и систематически наполняйте его определенным процентом или суммой от прибыли. Такой фонд в кризисной ситуации позволит сохранить рабочие места, удержать бизнес на плаву и не испортить репутацию компании. Вы сами станете для себя кредитором, пока конкуренты будут добиваться денег от банков и инвесторов. 

Сокращайте расходы

Будьте готовы к тому, что в кризис вам придется сокращать расходы и увольнять людей. Арендуйте более скромный офис, сократите расходы на содержание автопарков, проведение корпоративов и т. д. Единственное, на чем экономить не стоит, — на обучении персонала.

Повышение квалификации сотрудников в кризис может быть как раз тем шагом, который поможет выбраться из него победителем. А вот с некоторыми из сотрудников скорее всего придется расстаться. Если объемы работы снизились, нет смысла содержать большой штат. Проводите сокращения рационально, предварительно проанализировав потребности компании в рабочей силе. Не бойтесь вернуться на ступеньку ниже. Это позволит сэкономить необходимые средства для выживания и роста в будущем. К тому же, после кризиса у вас останется меньше конкурентов. Вы сможете быстрее нарастить прибыль и вернуться в просторный офис.  

Помогайте клиентам преодолеть трудности

Ключевая ценность для бизнеса – клиенты. В кризисные времена их ценность повышается в разы. Чтобы сохранить бизнес, постоянно поддерживайте и развивайте с ними коммуникацию. Ведь для клиентов кризис – это тоже время перемен. Соответственно изменяются их потребности.

Ваша задача – понимать, что изменилось и как изменилось. Это поможет адаптировать бизнес под новые потребности клиентов. Поставьте перед собой задачу помочь клиентам пережить кризис и заработать на этом. При этом концентрируйтесь на удержании постоянных и крупных клиентов. Вкладываться в привлечение новых в кризисные времена дорого.

Найдите новое применение продуктам и услугам

Сколько способов применения скрепки, кроме традиционного, вы  знаете? Подставьте вместо слова “скрепка” словосочетание “мой продукт/услуга”. Например, если у вас сеть пекарен, вы можете начать делать выпечку под заказ или запустить диетическую линейку продукции. Если у вас сеть парикмахерских, почему бы не переоборудовать одну из них в салон для животных? Спрос на подобные премиальные услуги, как правило, стабильный. Адаптируйте бизнес к специфике спроса и желаниям покупателей, находите новые рынки и ниши для продуктов и услуг.

Эти пункты обязательны в антикризисном плане. Все остальное, как пишут в кулинарных книгах, “добавьте по вкусу”, в зависимости от потребностей и специфики  бизнеса.

По материалам
Harvard Business Review и American Express