«Откуда берутся де…деньги?». Как ответить на этот вопрос ребенку, если даже сам до конца не понимаешь, откуда они берутся и как их приумножить?  

Дети спрашивают: «А у нас много денег?», «А много денег это сколько?», «У Мишиного папы большая машина, а у нас маленькая, значит, они богаче нас?» и т. д. Часто родителям тяжело обсуждать эти темы с детьми, хотя на совещании такой папа-директор может даже на китайском разъяснить «откуда взялись и на что идут деньги». Собственных детей мы воспринимаем не так серьезно, как  китайского инвестора, но уметь объяснить финансовые вопросы современному ребенку очень важно.

Одни не считают нужным говорить с детьми на «взрослые» темы, другие — не знают, как правильно объяснить, почему у людей разное материальное состояние. Именно для таких родителей Рон Либер, финансовый колумнист New York Times написал книгу The Opposite of Spoiled: Raising Kids Who Are Grounded, Generous, and Smart About Money. Вот несколько советов из этой книги о том, как привить детям рациональное отношение к деньгам.

1. «А мы богатые?»

Спросите у ребенка, что он понимает под словом «богатство». Как правило, в ответ вы услышите, что богатство — это когда большой дом и там много игрушек, компьютеров и айпадов.

Объясните ребенку, что богатство —  понятие относительное. Что есть люди богаче вас, а есть беднее, и что нельзя судить людей только по количеству денег или материальных благ. Либер советует сказать ребенку, что богатство в жизни не настолько важно как позитивные человеческие качества, такие как креативность, любознательность, коммуникабельность и т.д. Таким образом, вы покажете ребенку, что у богатства кроме материальной составляющей, есть еще и ценностная.  Вы так и делаете? Отлично, значит, вы воспитываете наследника правильно.  

2. «А сколько ты зарабатываешь?»

Вопрос намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Число, выражающее сумму месячного дохода, ничего не скажет ребенку. Любая сумма, которая в несколько раз превышает его еженедельные карманные расходы, покажется ему большой. Чтобы объяснить ребенку истинную ценность денег, покажите ребенку, на что вы их тратите. 

Либер советует постепенно объяснять детям, что такое семейный бюджет, из чего он формируется и как тратится. Это даст им возможность понять, что деньги нужны не только на развлечения и покупки, но и на куда более практичные вещи, такие как оплата счетов или покупка продуктов питания. Таким образом,  ребенок сам определит для себя, что такое зарабатывать «много» или «мало».

Вы можете постепенно прививать детям навыки планирования собственного бюджета. К тому времени, когда ребенок вырастет, он уже будет знать реальную ценность денег. Эти полезные знания пригодятся ему, когда он начнет самостоятельно зарабатывать. 

3. «А почему ты не найдешь работу, где тебе будут больше платить?»

Расскажите детям, что в работе важны не только деньги, но и то, чем ты занимаешься. Это легко объяснить на примере школьных предметов. Детям нравятся одни предметы и не нравятся другие. Задайте им вопрос, хотели бы они учить больше тех предметов, которые им не нравятся, но получать при этом на 10% больше карманных денег, или учить больше тех предметов, которые им нравятся, но при этом получать на 10% меньше. Поставив детей перед подобным выбором, вы дадите им почувствовать, что помимо материального вознаграждения за проделанную работу, существует еще и моральное.

Также объясните, что работа, которая материально вознаграждается лучше, но не приносит морального удовлетворения, негативно влияет на настроение человека и наличие у него свободного времени. Мало кто из детей захочет променять веселых и заботливых маму и папу  среднего класса на раздражительных, но состоятельных родителей, которые проводят с ними мало времени.

4. «Почему я хожу в обычную школу, а мой друг Вова — в частную?»

Причин, почему вы не отдали ребенка в частную школу, может быть масса. Начиная от материальных, и заканчивая качеством образования. Исходя из этого, и отвечайте на подобные вопросы. Если вы не считаете частную школу идеальным вариантом для своего ребенка, объясните ему, что то, что выглядит дороже, не всегда лучше или интереснее. И чтобы стать знаменитым рок-музыкантом или спортсменом не обязательно ходить именно в ту школу, в которую ходит одноклассник Вова.   

С каким бы вопросом не обратился бы к вам ребенок, поинтересуйтесь, почему он об этом спрашивает. Возможно, он заходит издалека, и хочет обсудить другую тему. Может, он просто хочет проводить с вами больше времени.