С точки зрения геополитического расположения, Украина – как транспортный хаб: через нее проходят ключевые транспортные пути Европы, Азии и Ближнего Востока. По ее же территории пролегает панъевропейский коридор Берлин-Вроцлав-Львов-Киев, международные коридоры Гданьск-Одесса, Хельсинки-Санкт-Петербург-Витебск-Киев-Одесса-Пловдив-Будапешт-Александрополис и пр.

Такое географическое расположение предоставляет уникальные возможности – как для украинских экспортеров, так и для компаний-перевозчиков. Тем не менее, в Украине существует серьезная проблема – низкий уровень развития транспортной инфраструктуры. И дело не только в плохих дорогах или устаревшем железнодорожном подвижном составе. Уровень развития речных грузоперевозок, на которые в странах ЕС приходится от 5% до 33% общего объема, у нас тоже очень низкий.

Рассмотрим детальнее текущее состояние транспортного баланса Украины, и выделим механизмы и методы, которые позволят в полном объеме реализовать его потенциал.

Перевозки дорогие из-за плохого качества дорог

В Украине довольно развито железнодорожное и автомобильное сообщение, благодаря чему возможна доставка грузов в любую точку страны. Однако полноценно реализовать этот потенциал не позволяет низкое качество дорог и ж/д полотна, а также устаревшие поезда. Как следствие, повышается стоимость перевозки грузов, содержания автомобильных автопарков и железнодорожного подвижного состава. В то же время на речной транспорт приходится всего 1% от общей перевозки, и это крайне неэффективная нагрузка. В Украине активно используют речное транспортирование только две компании –  агрохолдинг “Нибулон” и  металлургический комбинат “Запорожсталь”.

Большая часть грузов перевозится железнодорожным транспортом  

В основном транспортируется продукция и сырье горно-металлургического комплекса (40%), энергетические материалы (18%), минерально-строительные грузы (13%) и продукция АПК (более 10%). При этом по причине относительной дешевизны, основным способом перемещения остается железнодорожный транспорт.

Потенциал развития сектора речных грузоперевозок

Во многих европейских странах существенная часть грузоперевозок припадает на речной транспорт (в среднем – от 5% до 30% общего объема). Основная причина его популярности – низкая стоимость, что позволяет уменьшить цену конечной продукции и увеличить маржу прибыли. Учитывая транспортный потенциал Днепра, развитие речного судоходства и логистики – один из наиболее актуальных вопросов как с точки зрения создания благоприятных условий для украинского бизнеса, так и с точки зрения привлечения иностранных инвестиций.

Речной транспорт самый дешевый для перевозки грузов. Как видно на графике из нашего исследования, затраты на перемещение по воде почти в 2 раза ниже автомобильного варианта и почти в 3 раза ниже, чем при использовании железнодорожного транспорта. Именно поэтому в тех странах Европейского союза, где протекают большие судоходные реки, наблюдается сокращение объемов автоперевозок и переход на использование водного транспорта. При наличии инвестиций и продуманной государственной политики в сфере развития речной инфраструктуры эта тенденция может стать актуальной и для Украины.

Развитие речного транспорта актуально для нас и по причине плохого состояния украинских дорог и высокого уровня износа железнодорожного подвижного состава – 82% для грузовых вагонов и 90% для локомотивов. Этот показатель характерен и для речного транспорта – около 80% износа – однако на его восстановление необходимо сравнительно меньше инвестиций.

От перехода на речные грузоперевозки больше всех выиграют аграрии

Согласно предварительным подсчетам и прогнозам, больше всего от развития речной инфраструктуры выиграют компании АПК. Особенно те, которые занимаются производством, транспортировкой и продажей зерновых. Ведь для грузовых потоков с относительно низкой стоимостной плотностью (сыпучие, наливные) расходы на обработку/перевалку сравнительно низкие. Для таких грузов речной транспорт, как вариант с наименьшими переменными расходами, наиболее привлекателен.

 

Возможная экономия – 125 млн долл. в год

Основные импортеры украинского зерна –  страны Средиземноморского и Черноморского бассейнов. Экспорт сюда проходит через морские порты. Транспортировка зерна в порт – наиболее эффективный способ обеспечить дополнительные конкурентные преимущества и маржу аграриям. Как с точки зрения инвестиций в подвижной состав и инфраструктуру, так и по затратам на транспортировку наиболее привлекательным вариантом остается речной транспорт. При условии наращивания речного флота, который обеспечит 20% экспорта, экономия на расходах подвозки к морским портам может составить около 125 млн долл. США в год.

 

Высокая степень износа автомобильных дорог и железнодорожного подвижного состава не позволяют полноценно использовать возможности транспортных коридоров, пролегающих через Украину. Именно поэтому развитие инфраструктурных проектов и речного судоходства в частности должно стать первоочередным приоритетом для бизнеса и государства в ближайшие несколько лет.