Задайте себе два вопроса: «Могу ли я эффективно управлять командой?» и «Что нужно сделать для дальнейшего развития компании?». Найти ответы  действительно тяжело.  

Чтобы результативно управлять компанией, нужно запомнить три важных оправдания:

1. Вы не должны все уметь.

2. Вы не должны все знать.

3. Вы не в силах все предвидеть.

Когда руководитель старается стать лучшим сотрудником компании, он заведомо становится худшим руководителем. Вы не должны выполнять работу лучше любого сотрудника, вам необходимо вести за собой команду. Для этого нужно развить в себе три главных навыка.

1. Умение слушать клиентов и молчаливых сотрудников

Это главное правило для хорошего руководителя. Со временем у компании заканчиваются свежие предложения для развития и внедрения инноваций. Здесь умение внимательно слушать поможет разбить стеклянный купол, под которым скрываются хорошие идеи.

Уметь слушать нужно и клиентов, и сотрудников. Клиенты компании лучше любого аналитика подскажут в какую сторону необходимо развиваться. Слушая своих клиентов, вы вызываете у них привязанность и доверие. Это залог прочных и длительных отношений. Иногда именно клиенты могут подсказать, какой продукт будет востребован на рынке. Просто дайте им высказаться.

Вашим сотрудникам тоже все еще есть что сказать. Для человека важно осознавать свою значимость, личный вклад в развитие фирмы. Лучшие мысли появляются не по принуждению, а по собственной инициативе. Прислушивайтесь к тому, что говорят подчиненные. Не пренебрегайте их идеями, вы можете потерять ценные кадры, и  что еще хуже, они отнесут эти предложения конкурентам.

2.  Умение здраво рассуждать в момент пьянящего успеха

Самое опасное время для бизнеса – период стабильного роста. Вроде бы основные трудности позади, работа компании налажена, клиенты довольны. Но в таком затишье легко допустить ошибки. Это происходит потому, что удовлетворенный управленец теряет бдительность, не мотивирует сотрудников на поиски новых идей.

Доверяйте чутью, а не показателям роста, ведь условия рынка постоянно меняются, у клиентов появляются новые предпочтения. Подавайте пример сотрудникам, мотивируйте к развитию и обучению. И никогда не останавливайтесь на достигнутом.

3.  Наблюдательность во всем

Хороший руководитель должен вырастить у себя третий глаз. Когда у компании хорошо идут дела и растут показатели, в тени успеха может что-то прятаться. Поэтому всегда нужно быть начеку.

Не нужно полагаться только на цифры и радужные отчеты сотрудников. Задавайте вопросы, наблюдайте за поведением подчиненных. Так вы сможете вовремя остановить проблему или найти в человеке скрытый потенциал. Развивайте наблюдательность у руководителей всех рангов. Очень часто «слепнут» менеджеры среднего звена. Это опасно для компании. Из-за этих «штор» руководитель никогда не увидит реальное положение дел.

Когда дело касается руководства, не так важны оперативные навыки или предметные знания, как умение критично смотреть на успех и жить уже немного в будущем, где «все по-другому». Вы создаете будущее сейчас, а не завтра.