5 октября 2015 года было объявлено о подписании рядом стран Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Соглашение еще должны ратифицировать национальные парламенты стран-участниц партнерства, но уже сейчас понятно, что у этого партнерства большие амбиции. Вот 10 фактов о новом Тихоокеанском партнерстве, которые необходимо знать, даже если ваша страна не попала в круг участников Соглашения.  

1. Транстихоокеанское партнерство сможет сдерживать влияние Китая на международную торговлю

Транстихоокеанское партнерство должно стать альтернативой Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанскому сотрудничеству. Доля стран ТТП (вместе с Японией) в мировом ВВП может достигнуть 38—40% и занять четверть оборота мировой торговли. Не удивительно, что Китай не вошел в Транстихоокеанское партнерство. Это позволит сдерживать его влияние на международную торговлю.

2. К соглашению о партнерстве 12 стран шли 10 лет

Членами партнерства стали Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, США, Чили и Япония.

 

Источник: New York Times

В 2001 году Сингапур и Новая Зеландия подписали Соглашение о закрытом экономическом партнерстве (NZSCEP). В 2002 году к переговорам присоединились Чили, а в 2005 – Бруней. В 2005 году эти четыре страны подписали Соглашение о Транстихоокеанском содружестве. Переговоры с остальными восемью участниками продолжались 10 лет, пока в октябре 2015 года члены-участники не согласовали торговые договоренности. Следующим этапом станет ратификация Соглашения национальными парламентами. 

3. Транстихоокеанское содружество укрепит торговые позиции США в Тихоокеанском регионе

Это соглашение станет для США самым большим торговым соглашением за последние 20 лет со времен подписания Соглашения о зоне свободной торговли с Канадой и Мексикой (NAFTA). Это также первое соглашение о свободной торговле между Японией и США. По мнению американского  Bloomberg, ликвидация таможенных налогов и пошлин станет тем преимуществом, которое необходимо США, чтобы обогнать своего главного торгового конкурента в регионе – Китай. 

4. Соглашение о Транстихоокеанском содружестве вызвало ряд протестов

Больше всего противников ТТП в Соединенных Штатах Америки. Протесты вызваны секретностью переговорного процесса. Конгрессмены из числа консерваторов, которые не поддерживают политику Барака Обамы, утверждают, что ТТП обогатит только и без того небедные корпорации. Американцев пугают наплывом дешевого импорта, переносом производств в Азию, снижением количества рабочих мест. 

5. Автопром стал главным помехой при подписании Соглашения США и Японией

Соединенные Штаты стремятся расширить доступ к японскому автомобильному рынку с 1980-х гг. Компания Toyota Motor выступила представителем японского автомобилестроения на переговорах о создании ТТП. Представитель компании отметил, что в Японии нет спроса на американские автомобили. В то же время японские автопроизводители готовы покупать в США запасные запчасти для автомобилей.

Япония не облагает таможенными пошлинами американские автомобили, но создает другие барьеры в виде трудностей для создания розничных сетей и получения дополнительного сертификата безопасности.

6. США отменят 18 000 таможенных пошлин в несколько этапов

Тарифы и квоты на импорт когда-то были надежным инструментом для защиты отечественного производителя от дешевых импортных товаров. После Великой депрессии и Второй мировой войны США пересмотрело свою политику в сторону расширения международной торговли. В соответствии с соглашением о ТТП США намерены отменить 18 000 таможенных пошлин на протяжении 30 лет. Например, США и Япония договорились об отмене налогов на импорт японских автомобилей в Америку в несколько этапов: в течение 30 лет  – для грузового транспорта, 25 лет – для легковых автомобилей, 15 лет – для некоторых видов комплектующих. 

7. Защита окружающей среды и охрана труда – это требования США в ходе переговорного процесса о создании ТТП

ТТП, по настоянию США, встанет на защиту вымирающих видов животных и сохранности окружающей среды. Многим странам-участникам ТТП необходимо будет пересмотреть свое трудовое законодательство. Это касается, к примеру, Вьетнама и Малайзии. Для стран-членов ТТП обязательна минимальная оплата труда, запрет принудительного труда и право на создание профсоюзов.  

8. ТТП приняло меры для защиты интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность играет важную роль для экономического роста, создания рабочих мест и конкурентоспособности страны. Например, американские компании-разработчики интеллектуальной собственности производят больше 5,8 трлн долл. ВВП, создают 74% экспорта и обеспечивают 55,7 млн рабочих мест. Соглашение о ТТП предусматривает положения о защите интеллектуальной собственности. Они основываются на положениях Соглашения о свободной торговле между США и Южной Кореей. Но США не смогли отстоять 12-летний период патентной защиты данных для биопрепаратов: в результате переговоров этот период составит 5 лет.

9. Компания Ford Motor призвала Конгресс не ратифицировать Соглашение о ТТП

Зияд Окли, вице-президент компании Ford Motor призвал американских конгрессменов не ратифицировать Соглашение о ТТП, пока не будут пересмотрены законы, регулирующие валютную сферу. Крупнейший автомобильный концерн США опасается валютных махинаций.

В то же время в компании Ford Motor отмечают, что ТТП принесет пользу американскому автопрому благодаря увеличению экспорта. США, Япония, Канада и Мексика уже достигли соглашения относительно квоты на транспортные средства для беспошлинного ввоза.

10.  Страны-члены ТТП создадут национальные инструменты регулирования рынка услуг

Транстихоокеанское соглашение подразумевает расширение возможностей для сферы услуг. Большую часть ВВП США создают именно предприятия сферы услуг, на которых занято 2/3 населения. Американские предприятия предоставляют конкурентоспособные услуги в сфере образования, финансирования, инжиниринга, программного обеспечения. И хотя услуги не облагаются таможенными тарифами, страны-члены ТТП создадут национальные ограничения для защиты местных предприятий.

Исследователи Credit Suisse, считают, что для самых заметных участников партнерства  — США и Японии — выигрыш от такого партнерства будет незначительным — к 2025 году ВВП этих стран увеличится на 0,2 и 1% соответственно. Больше всего выиграют Малайзия и Вьетнам — их ВВП по прогнозам увеличится на 5,5 и 10,4% соответственно.