В этом году многие корпоративные консультанты почувствовали силу дыхания глобализации. Стоило только правительству маленького островного государства — Британских Виргинских островов — анонсировать изменения в национальном законодательстве, как на следующий день корпоративные юристы по всему миру начали обмениваться идеями и ожиданиями, связанными с законодательными новеллами.

Усиление требований к иностранным профессиональным посредникам дает основания полагать, что 2016 год может стать для небольших консалтинговых компаний, по крайней мере, украинских, последним. В то же время глобальные и сетевые агенты, в силу особенностей организации их бизнеса, легко адаптируются к новым правилам. 

Апгрейд корпоративных механизмов 

Изменения в Закон «О компаниях» 

Последние изменения в законодательстве БВО, несомненно, имеют ряд интересных и реформаторских новелл, призванных усилить привлекательность юрисдикции. Нововведения фактически создают альтернативную подсудность для корпоративных споров (арбитраж), упрощают порядок передачи акций, вносят обязательство о предоставлении информации о директорах компании государственному регистратору и многое другое. 

12 ноября 2015 года в официальном издании правительства Британских Виргинских островов был опубликован законопроект о внесении изменений в Закон «О компаниях» (BVI Business Companies (Amendment) Act, 2015). Имеются все основания полагать, что законопроект будет одобрен Ассамблеей (законодательный орган) и вступит в силу с 1 января 2016 года. 

Самым резонансным нововведением является требование о предоставлении компанией копии реестра директоров государственному регистратору и уведомлении обо всех последующих изменениях. За невыполнение указанных требований применяется штраф в размере 100 долл. США, а за каждый день просрочки выполнения обязательства  дополнительный штраф в размере 25 долл. США. Актуальность этого вопроса состоит в том, что ранее информация о директорах хранилась только у регистрационного агента. Агент мог уведомить посредника в случае получения запроса от государственных органов на раскрытие информации о компании, таким образом предупредив последнего о деталях процессуальных действий в отношении его клиента. 

Также законопроект предлагает акционерам урегулировать корпоративные споры путем передачи их на рассмотрение в арбитраж, предусмотрев заблаговременно в уставе компании (articles of association) арбитражную оговорку. По сути, устав компании  это договор участников в отношении управления компанией, который содержит принципы и правила такого управления. Если споры в отношении управления компанией, так же как и споры в договорных отношениях, можно будет направлять на разрешение в арбитраж, управление компанией станет более простым и гибким. 

В тоже время рассмотрение спора должно происходить согласно соответствующему законодательству БВО, а именно Закону «Об арбитраже»(Arbitration Act, 2013), в основу которого заложены принципы и правила ЮНСИТРАЛ (Основной орган системы ООН в области права международной торговли). Пока непонятно, как эти правила будут применяться на практике в отношении корпоративных споров. Например, согласно указанному Закону «Об арбитраже», арбитражная оговорка или договор должны быть заключены в письменной форме. Арбитражное соглашение считается изложенным в письменной форме, если оно заключается путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая  против этого не возражает. Таким образом, можно прийти к выводу, что в случае отсутствия отдельной оговорки в уставе спор может быть передан на рассмотрение арбитража при согласии сторон. 

Рекомендуем обратить внимание на новое понятие, введенное на законодательном уровне  премиальная акция, которая будет считаться оплаченной в момент эмиссии. Акции такого класса могут быть использованы в целях поощрения сотрудников компании. В тоже время преимущества использования этого инструмента покажет дальнейшая практика. 

Также был усовершенствован механизм передачи акций компаний размещенных на биржах. Со дня вступления изменений в силу сделки купли-продажи акций компаний БВО, размещенных на признанных БВО биржах, будут совершаться согласно регламентам и правилам таких бирж. Напомним, что ранее акции компаний БВО могли передаваться только с помощью передаточного инструмента (written instrument of transfer). 

В изменениях к Закону «О компаниях» есть и другие интересные аспекты, с которыми корпоративным юристам следует разобраться детальнее. 

Невидимая рука FATF и украинский бизнес корпоративных услуг 

Изменения в регламент о противодействии отмыванию денег и в практическое руководство по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма 

Менее заметными, но не менее важными оказались изменения в регламент о противодействии отмыванию денег (Anti-Money Laundering Regulations, 2008) и в практическое руководство по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (Anti-Money Laundering and Terrorist Financing Code of Practice, 2008). Малые и средние фирмы-посредники между бизнесом и регистрационными агентами уже начали ощущать некоторые трудности, пока еще не понимая откуда дует ветер и веря, что он вскоре утихнет. Многие компании не догадываются, что это только начало, и им следует уже сейчас начать изучать нововведения и приступить к их имплементации, поскольку в дальнейшем соблюдать возросшие требования может оказаться непосильной задачей. 

Наиболее существенным изменением является требование о подписании письменного соглашения между регистрационным агентом и посредником, который должен отвечать законодательным требованиям. Например, все посредники должны предоставлять информацию на запрос регистрационного агента в течение 48 часов, а начиная с октября 2017 года  в течение 24 часов. Также регистрационный агент обязан проводить периодическое тестирование посредника, на предмет выполнения последним условий подписанного договора и других требований законодательства. Важно знать, что в случае прекращения отношений между иностранным посредником и его клиентом, посредник обязан предоставить регистрационному агенту всю собранную информацию о таком клиенте в течение 7 дней. 

Большая часть информации, собранной при проведении Due Diligence (в т. ч. и данные о бенефициарах), отныне будет храниться у регистрационного агента на Британских Виргинских островах. Ранее такая информация предоставлялась регистрационному агенту в случае необходимости, что значительно облегчало и уменьшало документооборот при регистрации новых компаний и проведении сделок. Кроме прочего, теперь иностранный посредник должен предоставить подтверждение того, что он находится в признанной юрисдикции. Перечень юрисдикций определяет Комиссия по финансовым услугам БВО. Следует отметить, что Украина не включена в список таких юрисдикций. 

Чтобы обеспечить исполнение указанных нововведений, законодатели существенно ужесточили ответственность за их неисполнение. Так, в случае невыполнения регистрационным агентом требований в отношении заключения договора, тестирования посредника и других аспектов сотрудничества, на агента будут наложены штрафы в размере от  50 000 долл. США за каждое такое нарушение. 

Следовательно, регистрационные агенты будут вынуждены более тщательно выбирать себе партнеров: они (партнеры) должны будут не только соответствовать требованиям, но и в обязательном порядке пройти тестирование. 

В то же время возросшие требования законодательства БВО могут негативно отразиться на обслуживании бизнеса небольшими и средними украинскими консалтинговым компаниям. Это обусловлено тем, что зачастую таким компаниям для нормальной работы необходимо фактически, а не формально внедрить систему документооборота, хранения информации, процедур определения уровня риска клиентов и проведения Due Diligence. Имплементация таких мер потребует дополнительных временных и денежных затрат. Кроме того, остается неизвестным, как на практике регистрационные агенты будут применять требование, а украинские посредники его исполнять в отношении предоставления подтверждения того факта, что посредник находится в признанной БВО юрисдикции. Отдельно отметим, что указанные изменения не влияют на уровень защиты конфиденциальной информации при условии внедрения высоких стандартов и эффективных процессов организации работы провайдерами корпоративных услуг.

То, что изменения в законодательстве государства, расположенного в Карибском море, отражаются на деятельности компаний в другой части земного шара – непривычно для нас. Тем не менее, уже в следующем году украинские провайдеры будут вынуждены пройти тест на соответствие требованиям законодательства далекого маленького государства.

 Вячеслав Семенко,
ю
рисконсульт в Baker Tilly