В Китае проживает 1 357 млрд человек — это  огромное количество потенциальных потребителей, чье благосостояние с каждым годом растет благодаря ежегодному росту ВВП на душу населения. Несмотря на замедление темпов роста китайской экономики, эта страна остается одной из самых желанных для всех инвесторов мира. Но прежде, чем вдохновиться «китайской мечтой» и открывать офис в Поднебесной, задайте себе несколько вопросов, от которых будет зависеть успешность старта вашего бизнеса в Китае.

1. Правильно ли я делаю, что начинаю бизнес в Китае?

Вы обязательно должны задать себе этот вопрос. Китай привлекателен для бизнеса, но чтобы увидеть возможные перспективы, необходимо провести тщательные исследование вашего сегмента деятельности. Чтобы выходить со своим продуктом или услугой на китайский рынок, нужно хорошо понимать особенности менталитета и потребностей местного потребителя. Вы должны быть готовы к тому, что здесь не сработают Западные бизнес-стратегии. Потребности и вкусы китайских потребителей сильно отличаются друг от друга в зависимости от региона. Вам может понадобиться адаптировать свой продукт согласно требованиям и привычкам потребителей из разных провинций. Например, заведения быстрого питания KFС и McDonalds адаптировали свое меню согласно гастрономическим предпочтениям местного населения: предлагают разнообразные блюда из риса и теплое соевое молоко.

2. В каком регионе Китая начать бизнес?

Вам нужна локализированная стратегия ведения бизнеса в пределах одной или нескольких китайских провинций. При этом стоит учесть несколько критериев. Например, особенности транспортной инфраструктуры (дороги, системы водоснабжения), качество и себестоимость складских помещений, наличие налоговых льгот, климат и пр. Также нужно принять во внимание, что в китайских провинциях работают программы развития отдельных секторов экономики. Они создают благоприятные условия для ведения бизнеса. На сайте Министерства торговли Китая (http://english.mofcom.gov.cn/) вы можете узнать об актуальных программах по содействию бизнесу.

3. Какой модели ведения бизнеса отдать предпочтение?

Все зависит от того, чем вы планируете заниматься в Китае (торговлей или производством), и какие средства готовы инвестировать в бизнес.

К примеру, выбор пал на торговлю. Чтобы открыть коммерческое предприятие, вы можете воспользоваться несколькими бизнес-схемами:

  • Купить франшизу (это дает эксклюзивное право на использование бренда и готового бизнес-плана, но оставляет за франчайзером право влиять на управление компанией).
  • Стать коммерческим агентом (то есть выступать от лица компании в роли посредника между продавцом и покупателем, обладать широкой свободой действий в рамках утвержденного финансового плана, работать на условиях независимого предприятия).
  • Стать торговым представителем (официальный представитель компании на рынке, выступает как часть компании, а не отдельное предприятие, не обладает полномочиями заключать международные торговые соглашения).
  • Открыть официальное представительство (подразделение, которое представляет и защищает интересы компании, не может вести деятельность, направленную на извлечение прибыли).

Есть несколько способов оформить иностранный бизнес в Китае:

  • Создать дочернее предприятие или предприятие с иностранными инвестициями (предполагает полный контроль над операциями, независимую юридическую структуру, выбор отдельных бизнес-стратегий, работу с клиентами и наем персонала).
  • Открыть совместное предприятие (основанное на деловом соглашении сторон для быстрого выхода на рынок, приобретения опыта, расширения бизнеса через дистрибьюторские сети).
  • Учредить иностранное предприятие (для него нет минимального объема инвестиций, нет налога на прибыль корпораций, тогда как для совместного предприятия и предприятия с иностранными инвестициями он составляет 25%).

Можно также вести предпринимательскую деятельность в Китае без физического присутствия в стране компании. Этот вариант подходит, например, для продажи технологий.

4. Какие меры предосторожности необходимо предпринять?

Чтобы обезопасить свое предприятие и построить успешный бизнес в Китае, нужно сделать следующее:

1. Оформите патент на технологии и зарегистрируйте свой бренд

Защита интеллектуальной собственности является проблемой №1 для иностранных инвесторов в Китае. У вас есть право зарегистрировать товарный знак сроком на 10 лет с возможностью продления регистрации. Сумма регистрационного взноса зависит от типа продукции, наличия прав собственности и агентских сборов. Согласно данным американского Агентства по созданию бизнеса, стоимость регистрации товарного знака колеблется в пределах 1600-2400 евро.

Подсказка. Для того чтобы зарегистрировать бренд, его необходимо перевести на китайский язык. Обязательно наймите для этого профессионального переводчика или обратитесь в лицензированное бюро переводов.

2. Внимательно изучите традиции ведения бизнеса в Китае

Бизнес в Китае регулируется не только официальными нормами и правовыми актами. Здесь большое значение имеют традиции. Вам, несомненно, предстоит с ними столкнуться, сотрудничая с китайскими партнерами, нанимая на работу местных жителей, принимая участие в торгах и тендерах. Не рассчитывайте на то, что сможете разобраться во всех тонкостях уже в процессе ведения бизнеса. Нелепая ошибка в поведении может навсегда испортить вашу репутацию в глазах китайских партнеров. Поэтому заранее изучите ментальные особенности жителей Поднебесной.

Подсказка. Воспользуйтесь услугами эксперта по межкультурному менеджменту и развитию бизнеса в Азии. Он поможет вам в решении правовых вопросов, ведении переговоров, найме сотрудников. С его помощью вы полностью освоите национальные тонкости китайского бизнеса.

Китай рад иностранным предпринимателям, которые честно платят налоги, создают рабочие места, заботятся о сохранности окружающей среды и уважают традиции страны. Открыв здесь бизнес, вы получите трудолюбивых сотрудников, честное законодательство и налоговую поддержку со стороны китайского правительства.