В Европе и США на протяжении 30 лет успешно работают производители местных продуктов питания. Local food, или местная еда, – это еще одна модель производства и потребления в аграрном хозяйстве, которая развивается в эко-тренде параллельно с органическим производством и эко-фермами.

Этот бизнес возник очень вовремя: на стыке повального желания потребителей употреблять здоровую еду и глобального тренда устойчивого развития. В Украине, как в аграрной стране, есть прекрасные возможности запустить  тренд  local food на полную мощь. 

Что такое Local food

Local food – это продукты, которые были выращены, собраны, приготовлены и проданы в одной географической местности. С экономической точки зрения, их производители, продавцы и покупатели образуют местную потребительскую сеть.

Как далеко можно увозить продукты от места выращивания, чтобы они считались местной едой, каждая страна определяет по-разному. В США радиус продаж составляет 600 км, в ЕС  не стали использовать конкретное расстояние, главное – придерживаться одной географической местности.

Департамент сельского хозяйства США требует, чтобы производители данного сегмента собирали урожай без тяжелой техники, использовали упаковку, которая поддается переработке. 

Тренд питания местной едой возник по нескольким причинам

Идея выращивать продукты питания и продавать их недалеко от места выращивания возникла в США в 80-х годах ХХ в. Предпосылок было несколько. Люди устали от фастфудов и нездоровой пищи, и вместе с тем в обществе начали активно развивать тему зеленых технологий и спасения будущего человечества. Небольшие фермерские хозяйства оказались способными удовлетворить новые потребности. 

Продавая свою экологически чистую продукцию на местных рынках в пределах нескольких сотен километров, такие предприятия снижали затраты на транспортировку, тем самым способствовали защите окружающей среды – меньше потребление энергоресурсов, ниже уровень загрязнения выхлопными газами.

Производство и потребление местных продуктов способствует развитию экономики

Появление нового подвида аграрных компаний способствовало развитию региональной экономики (государство охотно взялось поддерживать локальных производителей еды). Люди получили эко-продукты, а также возможность удостовериться в их чистоте и полезности – можно в любой момент посетить компанию, которая поставляет продукты, посмотреть, в каких условиях выращиваются овощи. Немаловажную роль сыграла возможность уйти от стандартизованной пищи из супермаркетов.

Небольшие фермерские хозяйства быстро стали популярными. Они получили возможность работать напрямую с покупателями. А раз не нужно платить посреднику, потребители получали более дешевый товар, а производители – больше выгоды.

Вслед за ними новую жизнь получили в фермерские рынки и фестивали местной еды.

Сегодня в Европе и США сегмент Local food уже вырос до весомой составляющей аграрного бизнеса. Согласно данным Департамента сельского хозяйства США, объем продаж местных продуктов питания Штатах за год вырос более чем в 2 раза (с 5 млрд долл. в 2008 году до 11,7 млрд долл. в  2014 году).

Спустя почти 50 лет в Украину пришли те же потребности в здоровом питании

Украинцы начали больше заботиться о здоровье и все чаще выбираем продукты с наклейкой «Органическое». Согласно новой президентской программе, Украина тоже становится на путь устойчивого развития, а значит, проблемы здоровья и безопасности выходят на верхние позиции важности. Однако фактически, планы, прописанные в программе главы государства, не совсем отвечают целям устойчивого развития, их нужно пересматривать, советуясь со специалистами.

Обретают популярность местные кухни и фестивали Западной Украины, Закарпатья, Буковины, Бессарабии, но  еще нет, как в Европе или Штатах, определения местным (локальным) продуктам питания на законодательном уровне. Поэтому локальными у нас считаются все органические, экологически чистые продукты, выращенные и произведенные в Украине.

Но не все украинские эко-фермы можно считать производителями местных продуктов питания. Чтобы определить критерий «местности», в Украине можно идти по американскому образцу и ввести конкретное расстояние. Например, у нас будет приемлемым расстояние до 150 км от фермы до конечного покупателя.

Где производителям местной еды продавать свою продукцию

В Украине, как и во всем мире, растет спрос на здоровую еду. Потребители все больше задаются вопросом происхождения того или иного продукта. Плюс ко всему, наши покупатели стали охотнее покупать отечественные продукты. Пока крупные производители продовольственных товаров стремятся выйти на западные рынки в поисках платежеспособных потребителей, небольшие фермерские хозяйства смогут удовлетворить спрос на здоровую и вкусную еду внутри страны.

В крупных городах Украины часто проводят  продуктовые ярмарки. Для горожан это отличная возможность купить качественные сезонные продукты питания по доступной цене. Правда, со временем (и это уже происходит) фермерские ярмарки могут исчезнуть, поскольку покупать продукты в интернете научились даже пенсионеры. В США популярным электронным ресурсом для покупки местных продуктов питания стал сайт Farmigo. В Украине уже два года работает интернет-стартап Местная Еда. С помощью  сайта можно ежемесячно покупать коробку-сюрприз с набором полезных и вкусных украинских продуктов.

В Киеве пользуются популярностью фирменные киоски «Молочная ферма», в которых представлена продукция фермерского хозяйства «Нина». Это ферма в Киевской области, на которой разводят коров и коз, выращивают зерновые культуры. В штате предприятия работают 67 человек. Продукцию фермерского хозяйства «Нина» можно найти в киевских супермаркетах, на продуктовых ярмарках и в фирменных киосках. А во Львове работает замечательный магазин «Дідо. Правдива їжа», который помогает местным фермерам реализовывать свою продукцию.

Существуют удачные инициативы на уровне ресторанов. Например, ресторан Klukva & Brukva в Киеве, сеть ресторанов Дмитрия Борисова «Семья ресторанов», которые находятся не только в нашей стране, но и в Испании, используют только местные продукты для приготовления еды и напитков. Готовить блюда из местной еды стало модным, поэтому фермеры могут сбывать продукты ресторанам напрямую. 

В Украине высокий спрос на фермерские продукты в городах-миллионниках и туристических центрах. Здесь производителям местных продуктов питания несложно найти лояльного покупателя. Украинские фермеры могут перенимать европейский опыт придорожных продуктовых лавок, которые открываются в районах железнодорожных узлов и крупных транспортных развязок. Можно продавать продукты прямо на ферме, где они выращены. Это даст возможность привлекать покупателей, устраивать дегустации, экскурсии, предлагать отдых на природе, проводить кулинарные мастер-классы. Все это будет иметь успех на фоне растущего интереса украинцев к отечественному «зеленому» туризму.