Польша входит в шестерку крупнейших производителей молока в Европейском союзе. Польские молочные компании конкурируют с французскими, немецкими, голландскими, ирландскими, британскими, итальянскими и испанскими. В 2014 году, к примеру, странами ЕС было произведено порядка 148 млн. тонн коровьего молока, 10,6 млн. тонн из которого было произведено в Польше. Это сопоставимо с показателями Италии (10,5 млн. тонн) и Нидерландов (12,4 млн. тонн) за этот же период. Таким образом, в 2014 году Польша произвела 7,2% от общего объема, произведенного в ЕС молока.

На примере Польши можно наглядно показать, что «молочный» успех страны, а также  продуктивность и прибыльность фермы не зависят от размера стада.

Польша активно взялась за внедрение технологий в молочную индустрию  

Таких показателей стране удалось добиться благодаря активному реформированию сельского хозяйства в течение последних 11 лет.

Примечательно, что поголовье коров в Польше уменьшается, а объемы производимого молока стабильно растут. В 2010 году в Польше насчитывалось 2,54 млн. коров, а в 2014 году их количество сократилось до 2,24 млн. В то же время, объемы производства молока увеличились с  8,9 млн. тон в 2010 до 10,6 млн. тон в 2014. Ферм и компаний, вовлеченных в производство молочной продукции, в 2014 году насчитывалось более 136 тыс. Увеличить продуктивность стада Польша смогла за счет улучшения генофонда высокопродуктивных животных. В страну не просто импортировали подходящие породы, но и активно занимались дальнейшей их селекцией и адаптацией. 

Помимо технологического тренда, драйверами роста польской молочной индустрии также являются: 

  • укрупнение частных фермерских хозяйств. К 2020 году ожидается, что размер среднего стада в польском фермерском хозяйстве возрастет вдвое и больше — до 30-36 коров (в 2013 году коров в стаде было 15 коров). Эта тенденция связана с ростом количества компаний, специализирующихся на производстве молочной продукции. Чем больше появляется молочных компаний, тем выше спрос на сырье;
  • относительно низкая стоимость производства молока в Польше делает польскую молочную продукцию более конкурентоспособной по сравнению с немецкими, французскими и другими западноевропейскими аналогами. Так, например, в 2014 году цена 100 л. молока на выходе с польской фермы составляла 32,25 евро, в то время как в Германии этот показатель составил 37,93 евро, во Франции – 36,54 евро, в Ирландии – 37 евро. При этом польская молочная продукция такого же высокого качества и  соответствуют всем требованиям и стандартам ЕС. Это дает ей двойное преимущество – увеличивает конкурентоспособность, как на внутреннем рынке ЕС, так и при экспорте в третьи страны;
  • как и в растениеводстве, в польской молочной индустрии растет сегмент органической продукции, производством которой занимаются преимущественно малые и средние фермерские хозяйства, большинство из которых получают специальные субсидии от ЕС на развитие органического животноводства. Так, согласно статистике, в ЕС тонна органического молока на выходе с фермы стоит в среднем на 90 евро дороже, чем тонна обычного молока.

После вступления в ЕС Польша получила значительные инвестиции в молочную отрасль

Выйти в лидеры европейской молочной индустрии Польше удалось за счет относительно дешевой рабочей силы, инвестиций в технологии и развитие перерабатывающего сектора. До вступления Польши в ЕС в 2004 году общий объем инвестиций в польскую молочную индустрию составлял около 165 млн. евро. После вступления в ЕС только за 2 года (в период с 2004 по 2006 год) Польша получила около 166 млн. евро инвестиций, 83% из которых были направлены на технологическую модернизацию перерабатывающих предприятий сектора, а также на улучшение маркетингового продвижения продукции. 

Поспособствовала развитию сектора также ставка на малых и средних производителей молока. За счет этого удалось привлечь десятки миллионов евро субсидий и прямых инвестиций, которые ЕС ежегодно выделяет на развитие малого и среднего бизнеса в сфере сельского хозяйства.

В целом это и есть достаточно простой рецепт успеха, который при соответствующей поддержке государства может помочь сделать украинскую молочную индустрию не менее конкурентоспособной.   

Вызовы, которые Польша преодолевает и сейчас

Существенные успехи Польши в развитии молочной индустрии, тем не менее, имеют свои ограничители роста. Для того чтобы сохранить высокие как для Европейского союза темпы роста этой сферы сельского хозяйства, польским фермерам и компаниям придется найти эффективные решения для ряда вызовов:

  • применение современных технологий, а также более продуктивных пород коров при относительно низких закупочных ценах на молоко увеличивает период окупаемости для небольших и средних фермерских хозяйств;
  • высокие цены на землю приводят к тому, что все большее количество фермеров задумывается о том, чтобы использовать ее не для пастбищ, а для выращивания сельскохозяйственных культур, что в большинстве случаев гораздо прибыльней; 
  • большое количество мелких и средних фермеров и относительно небольшое количество перерабатывающих мощностей приводят к тому, что далеко не все фермеры могут реализовать произведенное молоко – многие несут значительные финансовые потери;
  • европейские квоты по своей сути являются инструментом плановой экономики. Квоты на молоко не исключение. Ограничение на количество молока, которое страна может произвести за год, препятствует росту фермерского бизнеса. Фермеры ограничивают инвестиции в свои компании, опасаясь того, что у них возникнут проблемы с реализацией готовой продукции.

Перспективы 2020

Чтобы преодолеть вышеуказанные вызовы, польским производителям молока необходимо сконцентрироваться на следующих приоритетах:

  • увеличение эффективности молочных ферм и предприятий за счет применения инновационных технологий;
  • создание возможностей для объединения небольших и средних фермерских хозяйств, а также перерабатывающих компаний в кооперативы и другие формы объединений для упрощения организации производства готовой продукции и выхода на внешние рынки;
  • развитие сектора органической молочной продукции — одного из наиболее прибыльных в сельском хозяйстве. Соотношение цен на обычное и органическое молоко можно продемонстрировать на примере Франции: в 2014 году стоимость 100 л органического молока во Франции составила 42,73 евро, а обычного – 36,54 евро. Эта тенденция актуальна для всех стран ЕС;
  • создание и продвижение новых брендов молочной продукции, которые дадут возможность закрепиться на внешних рынках.

Европейское качество и относительно низкая цена польской молочной продукции делает ее конкурентоспособной как на внутреннем рынке ЕС, так и на внешних рынках. Уже сегодня Польша стоит в одном ряду с Францией, Бельгией, Голландией, Италией, Германией по качеству и объемам произведенной продукции, а также является ведущим производителем молока и молочной продукции в центрально-восточной Европе. Согласно прогнозам в ближайшие несколько лет польская молочная индустрия продолжит свой рост, а значит, страна сможет стать одним из ведущих игроков на глобальном рынке молока и молочной продукции.