Украина с 2014 года поднялась в глобальном рейтинге аутсорсинговой привлекательности Global Services Location Index  (GSLI) с 41-го на 24-е место из 55. Это значит, что все больше стран обращаются к украинским специалистам за услугами. Одна из причин — улучшение условий для ведения бизнеса, хоть пока и незначительное. Но есть и другие причины такого резкого скачка в рейтинге.

Полноценный рынок аутсорсинга в Украине все еще не сформирован

Пока рано говорить о полноценном рынке аутсорсинга в Украине, но, как показывает рейтинг GSLI, процесс его формирования уже запущен. В основном рынок двигают маленькие иностранные компании, которым достаточно легко сформировать базу специалистов и быстро выйти на рынок аутсорсеров. 

Если в других странах ужесточаются требования к ведению бизнеса, то в Украине все-таки тенденция к их упрощению. К примеру, в Украине сегодня открыть банковский счет можно за 2-3 дня, а в некогда офшорном рае Кипре этот процесс сегодня занимает до двух месяцев.

Крупный бизнес к нам пока не идет

Иностранный малый и средний бизнес сталкиваются с обычными трудностями, когда заходит в Украину — западные инвесторы их не боятся. Но вот для крупного бизнеса, для крупных инвестиций по-прежнему существует много рисков. Ситуация усложняется тем, что судебная система практически не работает, процветает коррупция и защитить свои инвестиции в крупный бизнес в таких условиях невозможно.

Привлекательность Украины для аутсорсинга растет благодаря дешевой рабочей силе и близкому соседству с Европой

Украина поднялась в рейтинге во многом за счет  обесценивания национальной валюты. Проще говоря, украинцам можно платить меньше за квалифицированную работу, чем европейцам. Например, кассиру в Киеве предлагают вознаграждение в 150 евро в месяц. А в Дании компании платят кассирам в среднем 2500 евро в месяц. За эти деньги датская компания наймет в Украине целую команду квалифицированных специалистов.  К слову, две трети украинского трудоспособного населения имеет высшее образование.

По той же причине украинские айтишники ищут работу за границей — зарплаты разработчиков в Европе и Америке выше в несколько раз. Например, по оценкам портала DOU.ua, с октября 2014 по октябрь 2015 за границу уехало от 2 до 5 тыс. украинских программистов. Тем не менее, многие профессионалы охотно остаются жить в Украине, работая удаленно на иностранные компании. Экономия происходит за счет того, что валютная разница растет быстрее, чем дорожает жизнь в Украине. 

Удешевление рабочей силы наряду с удобным расположением Украины и понятным «украинским» английским побуждает все больше иностранных компаний обращаться к нам за услугами в рамках аутсорсинга. Львов и Западная Украина в целом традиционно более привлекательны для иностранных компаний за счет близости к европейской границе.

Колумбия и Турция продемонстрировали наибольший рост в рейтинге

В рейтинге GSLI Украина стала третьей страной, которая показала наибольший рост. Первые две – это Колумбия, которая поднялась сразу на 23 позиции и заняла 20-е место, и Турция, которая поднялась на 18 пунктов и заняла 21-ю строчку в рейтинге

Причины такого роста привлекательности Колумбии для аутсорсинга также кроются в удешевлении национальной валюты (песо), и, соответственно, в снижении стоимости рабочей силы. В то же время Колумбия демонстрирует успехи в IT-сфере, осуществляет государственную программу подготовки айтишников.

Турецкая аутсорсинговая индустрия растет благодаря упрощению процедуры возмещения затрат, снижению затрат на инфраструктуру и достаточному количеству квалифицированной рабочей силы.  В 2014 году объем рынка аутсорсинга в Турции составил 1,6 млрд  долл. США, а количество занятых в этой сфере специалистов выросло до 80 тыс.

Крупные аутсорсинговые компании все еще не рассматривают Украину как новую локацию для аутсорсинга. Нас воспринимают как страну в состоянии военного конфликта, страну с непонятными и непрозрачными условиями ведения бизнеса. Но все больше западных бизнесменов понимают, что несмотря ни на что Украина отлично подходит для целей аутсорсинга.  У нас есть все условия, чтобы динамично развивать этот рынок наряду с другими странами Восточной Европы, такими как Польша, Венгрия и Румыния.