Отождествлять понятия «менеджер» и «лидер» неправильно. И первый, и второй занимаются управлением, но вот подходы у них разные.

1. Менеджер приказывает, а лидер убеждает

Лидеру важно, чтобы команда приняла его идею. Он знает, что люди не будут эффективно работать, если не верят в то, что делают. Поэтому лидер перестал приказывать. Он аргументирует, убеждает и доказывает свою правоту.

2. Менеджеру нужны подчиненные, а лидеру – команда

Лидер формирует вокруг себя эффективную команду. Ему нужны люди, которые разделяют его идеи, могут предложить нестандартные решения и взять на себя ответственность за работу. Лидер стремится сотрудничать с командой, а не подчинить ее себе.

3. Менеджер сводит риски к минимуму, а лидер взвешивает целесообразность риска

Менеджер не рискует, потому что провала боится больше, чем жаждет победы. Лидер знает, что без риска невозможно достичь успеха. Но он рискует только в том случае, если тщательно взвесит все «за» и «против». Лидер рискует, когда возможная выгода превышает потери в случае неудачи.

4. Менеджер инструктирует подчиненных, а лидер вдохновляет их на действия

Менеджеру главное, чтобы подчиненные работали по инструкции. Лидер считает такой подход неэффективным. Он доверяет членам команды, поэтому не дает инструкций, а ставит задачи. Лидер знает, что его команда может намного больше, поэтому его двери открыты для каждого, у кого есть хорошие идеи.

5. Менеджер считает, что если дела не ухудшились – все хорошо.  А лидер считает, что, если дела не улучшились – все плохо

Пока дела идут хорошо и не возникает проблем, менеджер предпочитает не вмешиваться в ситуацию. Лидера такой подход не удовлетворяет. Он стремится улучшить результаты работы, предвидеть проблемы, чтобы потом не пришлось их решать. Лидер думает так: «Если все хорошо – мы перестали развиваться. Давайте найдем способ сделать еще лучше».

6. Менеджер видит проблему, а лидер  возможность

Когда в работе что-то идет не так, менеджер теряет равновесие, ищет виноватых и старается быстрее исправить ситуацию. Лидер поступает по-другому. Он даже в самой сложной ситуации видит новую возможность. Сейчас неважно, кто допустил ошибку. Лидера интересует, как команда найдет новые пути решения вопроса.

7. Менеджер ориентирован на систему, а лидер – на людей

Лидер уверен, что бизнес растет и развивается благодаря людям, которые для него работают. И он не боится изменить правила системы, если это поможет сотрудникам лучше работать. А менеджер считает, что важнее всего – это правила, которым все должны следовать. Поэтому у менеджера работают исполнители, а у лидера – новаторы.

8. Менеджер идет проторенной дорогой, а лидер – прокладывает новый путь

Менеджер хочет сделать свою работу хорошо, поэтому следует четким указаниям. Лидер хочет вывести бизнес на новый этап, поэтому делает то, что до него сделать никто не осмеливался. Лидер знает, что невозможно добиться большего, поступая как все. 

9. Менеджер строго контролирует работу, а лидер развивает доверие у команды

Менеджер считает, что его подчиненные работают хорошо, потому что знают о контроле и боятся наказания. Лидер поступает по-другому. Он работает над построением доверительных отношений с членами команды. Он разрешает сотрудникам самим устанавливать дедлайны, объемы работ и не контролирует каждый их шаг. Лидер знает, что люди работают эффективнее, когда чувствуют, что им доверяют.

10. Менеджер поступает правильно, а лидер совершает правильные поступки

Менеджер думает так: «Правила есть правила, они проверены временем. Мы поступим правильно, если будем руководствоваться ими». Менеджер стремится работать хорошо.  Лидер хочет стать лучшим. Он считает, что правилами можно пренебрегать, если это позволит достичь больших результатов.

11. Менеджмент – это должность, а лидерство – это образ жизни

Лидер – это не обязанности и правила. Лидер – это харизма, энтузиазм, стремление к большему и умение вести за собой людей. Настоящий лидер остается собой на любой должности.

Между менеджером и лидером есть одно сходство – они оба необходимы для успешного бизнеса. Лидер берет на себя перемены и инновации, а менеджер отлично руководит рутинными процессами. Предприниматель должен быть одновременно и лидером, чтобы создавать возможности, и менеджером, чтобы превратить их в реальные результаты.