Когда вы создаете компанию, должны знать, как будете ее покидать. Это может быть слияние или поглощение, передача наследнику, первоначальное публичное размещение (IPO), выкуп руководством и т. д. В любом случае планирование стратегии выхода из бизнеса так же важно, как и управление компанией, потому что это ваша конечная цель.

Что такое стратегия выхода?

Investopedia определяет стратегию выхода как “план на случай непредвиденных обстоятельств, который выполняется инвестором, трейдером, венчурным инвестором или владельцем бизнеса для ликвидации позиции в финансовом активе или распоряжении материальными активами бизнеса, при наступлении заранее определенных критериев”. Когда реализуется стратегия выхода, начинается процесс оценки. Традиционные подходы к оценке требуют от компании представления своих финансовых отчетов, моделей движения денежных средств и конкурентного анализа, сравнивающего компании в аналогичной области или отрасли.

Почему так важно планировать стратегию выхода?

Наличие стратегии выхода имеет решающее значение в следующих случаях:

  • Развод владельца(ев)
  • Иски
  • Изменение рыночных условий
  • Выход на пенсию
  • Отставка
  • Смерть
Когда вы сталкиваетесь с такими жизненными событиями, это происходит двумя способами: согласно плану ИЛИ каким-то образом. Второй вариант оставляет вас открытым для многих необоснованных рисков. Все может пройти и хорошо, а может обернуться катастрофой. Конечно, ни один план не будет идеальным, но позволит вам принимать решения с меньшим стрессом и поспешностью.

Планирование — длительный процесс, который может занять много месяцев

Планирование стратегии выхода требует от вас мыслить в двух разных ракурсах — деловом и личном. И займет много времени, ведь это не то, что делается за месяц-два. При планировании стратегии выхода необходимо учитывать много вещей, в том числе следующее:

  • Вы молоды, средних лет или в пенсионном возрасте?
  • На каком этапе создания ваша компания? Она зрелая или это молодой стартап?
  • Каково состояние вашей отрасли и общей экономики?
  • Используется ли ваш продукт или технология?
  • Готова ли ваша управленческая команда взять на себя ответственность?

Это лишь некоторые вещи, о которых стоит подумать. Личные стратегии выхода подразумевают несколько иной подход. Нужно учитывать, возможны ли такие жизненные события, как смерть, болезнь, развод, переезд, выход на пенсию и т. д. Если вы являетесь владельцем организации, начните перечислять все возможные ситуации, которые могут повлиять на вашу компанию. Напишите эти конкретные планы и делитесь ими с людьми, которые должны об этом знать, — другими владельцами, супругом(ой), адвокатом и т. д.

Если вы занимаетесь разработкой стратегии выхода, все заинтересованные лица должны знать, где ее найти.

Оценка — важный этап в стратегии выхода из бизнеса

Процесс оценки помогает определить финансовое состояние компании. У всех нас есть заветная сумма, которую мы хотели бы получить, продавая бизнес, но насколько это реально? Узнайте, сколько ваша компания действительно стоит, прежде чем решите ее продать. Слушайте советников и будьте реалистами. Просто потому, что вы хотите $X, не значит, что вы когда-нибудь продадите бизнес за $X. Оценки также значительно меняются со временем. Таким образом, время вашего выхода имеет решающее значение.


Вот несколько вопросов, которые нужно задать при оценке своей компании:

  • Может ли бизнес работать без вас?
  • Является ли доход стабильным или предсказуемым?
  • Имеют ли ваши менеджеры и ключевые сотрудники неконкурентное соглашение?
  • В хорошем ли состоянии ваши финансовые отчеты?

Тип бизнеса, который вы выбираете, должен зависеть от ваших целей, а способ его роста должен быть согласован с вашей стратегией выхода. Не ждите, пока выход из бизнеса станет необходимостью, думайте об этом заранее как в плане преемственности, так и успешном переходе на новый этап.


via