Львиную долю экспортного бюджета Украины формирует аграрный сектор. Фактически наша страна входит в тройку мировых лидеров по экспорту зерновой продукции.  В преддверии подписания (или неподписания) ассоциации с Европейским союзом компании, которые работают в этой сфере, уже оценивают предстоящий объем работ. Затраты (временные, трудовые и финансовые) на приведения аграрно-промышленного комплекса Украины в соответствие с нормами ЕС предстоят немалые. В каких аспектах произойдут самые существенные изменения и как именно это затронет АПК?

Отмена таможенных пошлин

В первую очередь изменения коснутся таможенных пошлин, а именно – их отмены. Так, около 83,1% продукции украинского сельского хозяйства будет ввозиться в ЕС без пошлин сразу после подписания соглашения. За последующие 12 лет пошлины планируют отменить полностью. По примерным подсчетам после отмены экспортных пошлин Украина сможет зарабатывать в год на 383 млн. евро больше. Это, в свою очередь, будет способствовать выходу все большего количества товаров на международный рынок, а значит, стимулировать наращивание производственных мощностей.

Кроме того, с подписанием ассоциации вводится так называемая «пошлинная бронь» для украинских товаров. Задача этой брони – регулировать соотношения насыщенности рынка и ставок пошлин. То есть чем больше товаров будут предлагать внутренние производители, тем выше будут ставки для импортной продукции. Чем больше будет рыночного дефицита, тем сильнее снизятся ставки на пошлину. Стоит отметить, что тарифные квоты освободят украинскую сельскохозяйственную продукцию от пошлин вне зависимости от ситуации на рынке.

Переговоры об экспортных квотах завершились еще 2 года назад. Именно тогда и был просчитан объем товара, который Украина может ввозить в ЕС за год без уплаты пошлин, учитывая внутренние производственные возможности страны в целом и аграрного сектора в частности. По оценкам экспертов, только на отсутствии пошлин на мясо птиц производители смогут сэкономить от 7,48 до 53 млн. евро (не оплачивая пошлины по самой низкой и высокой ставке соответственно). Что касается экспорта зерновых культур (объем которых в ЕС только в мягкой пшенице составляет более 1,3 млн. тонн в год), то и здесь производителей ожидает «приятный бонус» в виде сэкономленной суммы от 95 до 186 млн. евро.

Необходимость проведения реформ

Так или иначе, перемены всегда заставляют относиться к самым положительным прогнозам с некоторой долей осторожности и скептицизма. Опыт нынешних стран-участниц Европейского союза свидетельствует о том, что отмена нетарифных ограничений для экспортной продукции в перспективе дает даже больше выгод и потенциальных возможностей для развития торговли, чем снижение или отмена пошлин.

После подписания ассоциации фактически Украина будет иметь еще 10 лет для того, чтобы провести достаточно ощутимые реформы на всех государственных уровнях и приблизиться к стандартам ЕС. Только тогда можно будет говорить о присоединении страны к содружеству в качестве полноправного члена.

Среди нормативных аспектов, которые  подвергнутся изменениям, можно назвать следующие: 

  1. Зонирование. Прежде всего, наблюдатели, которые оценивают состояние АПК Украины, должны убедиться в том, что условия производства зерновых культур и мясомолочной продукции приведены в соответствие с европейскими нормами. В частности, это касается четкого распределения территорий и зонирования. Животные должны быть выращены в зонах, не подверженных болезням и вредоносным организмам, а растения – на территориях, охраняемых от вредителей и вредоносных культур. Как только регион получает подтверждение по нормам зонирования, продукция из этого региона может сразу выходить на рынок Евросоюза.
  2. Сотрудничество государства и бизнеса. Оценка этой нормы не проходит по конкретным критериям, а значит, происходит сложнее, учитывая субъективные и косвенные факторы. Конечно же, в первую очередь от государства потребуются субсидии и инвестиции в поддержку национального бизнеса, а также «коррупционная чистота» проверяющих органов и бюрократического аппарата.
  3. План биозащиты. Чтобы соответствовать этой норме, представителям специальной комиссии следует разработать план биозащиты и представить его ветфитослужбе. Такой план предполагает описание взаимных обязательств предприятий и контролирующих органов.
  4. Предприятие само определяет риски. Это норма не означает, как того опасаются многие представители АПК, что в случае возникновения рисков они останутся без поддержки государства. Однако риск-менеджмент должен стать прерогативой предприятий, организованных по системе ХАССП (или HACCP— анализ рисков и критические контрольные точки).
  5. Экспорт осуществляется без проверок (после подтверждение плана биозащиты). Принятие и реализация этого пункта также означает готовность продукции к экспорту в страны ЕС, если норма о зонировании уже удовлетворена.
  6. Контроль ЕС. Этот пункт подразумевает периодические проверки самой ветфитослужбы со стороны ЕС с целью убедиться в ее эффективности и способности регулировать отрасль на своем уровне. 

Этот список выглядит недостаточно ясно, впрочем, многое поясняется сопроводительными документами. Однако уже сейчас понятно, что быстрые реформы для соблюдения данных норм способны осуществить лишь крупные предприятия. При этом им придется хорошо потратиться, даже учитывая обещание технической и финансовой поддержки со стороны Европейского союза.

По словам официальных представителей, Украина рассчитывает привести текущие стандарты производства к нужному знаменателю в течение полутора лет (для сравнения, украинские производители куриного мяса проходили произвольные проверки в течение 5 лет, чтобы выйти на европейский рынок). То насколько оптимистичен такой прогноз, будет зависеть не только от действий внутренних органов страны и внешней поддержки ЕС, но также и от степени вовлеченности представителей агропромышленного комплекса, которые будут играть ключевую роль в этой ветви реформ.