Что повлияет на ваш бизнес в следующем году – снегопад в марте или дожди в сентябре? Погода перестает быть просто фактором сезонных колебаний. Теперь это постоянный риск, который следует учитывать в бизнес-плане, наряду с валютными колебаниями, товарными ценами, кредитными рисками и экономическую ситуацию в целом.

Пока гром не грянет – гендиректор не перекрестится

Пусть не возникнет заблуждение, что дожди и снегопады касаются только аграриев. Из-за погоды под угрозой находятся не только украинские урожаи, но даже две грядущие Олимпиады и один чемпионат мира по футболу. Все больше компаний наблюдают, как капризы погоды увеличивают убытки либо тормозят бизнес.

Например, этим летом произошло падение акций украинского производителя аккумуляторов. Причина вовсе не в кризисе или демпинге со стороны китайских конкурентов: из-за аномально теплой зимы автолюбители перестали покупать аккумуляторы. В результате компании не удалось выполнить план продаж, поскольку он был составлен в расчете на традиционный сезон холодов. Бизнес пострадал из-за того, что зима так и не наступила.

Почитайте архив новостей. Статьями с заголовками «Авиаторы подсчитывают убытки от снегопадов» и «Из-за аномальной жары загорелся склад» уже никого не удивишь. Погода наносит ущерб даже гигантам: «Теплая погода заставила «Газпром» сократить добычу газа» и «Китай подсчитал убытки от ливней».

Риски – это часть любого бизнеса. Любой финансовый директор сталкивается с ними постоянно: колебания курсов валют, колебания закупочных цен и т. п.

Погода становится фактором бизнеса

Погодные риски редко отражаются в бизнес-планах, пока у кого-то из-за дождей не затопит торговые площади либо не провалится засыпанная снегом крыша. По оценкам экспертов, проливные осенние дожди этого года принесли более $6 млрд. убытков украинским аграриям. Как реагировать на эти факторы и что вносить в бизнес-планы на следующий год?

Во-первых, примите тот факт, что планировать погодные риски как обычно – только на основании опыта прошлых лет – рискованно. Теперь вы должны быть готовы к постоянным сюрпризам, которые до этого случались в природе раз в 100 лет.

Во-вторых, учитывайте тот факт, что сезонные колебания потребительского спроса уже не имеют четко выраженных рамок. В третьих, непредвиденное случается так часто, что форс-мажор становится трудным для определения. И если форс-мажором можно прикрыться перед контрагентами, то объяснять акционерам, почему опять получены убытки из-за стихии, с каждым годом все сложнее.

Частые для нашей страны явления жары, дождя и снега не являются единственными погодными причинами, которые грозят бизнесу убытками. В Украине ежегодно случается достаточно экзотических случаев, из-за которых бизнес не досчитывается десятков, а то и сотен миллионов гривен. Ответственный топ-менеджер обязательно должен хотя бы ознакомиться с возможными напастями, чтобы учитывать эти факторы при планировании.

Роль погоды в бизнесе только усилится

Погода в бизнесе всегда была фактором, на который можно было списать убытки или падение спроса. Но если эти форс-мажоры происходят так часто, что их можно спрогнозировать, они перестают быть непредсказуемыми событиями, по крайней мере, для тех, кто заинтересован в прибыльности бизнеса. В связи с этим стоит упомянуть следующие факты:

  • резкое увеличение частоты и силы природных катастроф в 2011 году привело к рекордным убыткам, связанным с природными явлениями – $105 миллиардов;
  • недавно правительство США подсчитало, что более трети экономики страны зависит от погоды,  а это часть ВВП размером в $4 триллиона;
  • за последние 10 лет количество разрушительных природных явлений выросло более чем в 3 раза;
  • Чикагская товарная биржа представила отчет, согласно которому большинство риск-менеджеров и CFO крупных международных корпораций подтвердили  – деятельность их компаний существенно зависит от погодных рисков. 80% опрошенных подчеркнули тот факт, что климатические изменения и их последствия для погодных условий требуют тщательного подхода к управлению рисками и даже потребуют изменения бизнес-моделей.

Учитывайте погоду

Из-за глобальных климатических изменений, которые провоцируют изменчивость и непредсказуемость погодных условий, бизнесу необходимо научиться работать с погодными рисками, чтобы улучшить свою устойчивость и снизить зависимость от погодных форс-мажоров.

Разумный подход к погодным рискам так же важен, как и управление рисками финансовыми, ведь он позволяет не только сократить вероятность денежных потерь, но и даёт возможность успешно выполнять поставленные руководством и акционерами задачи. Благодаря компетентным действиям, у вас появится шанс более эффективно прогнозировать колебание цен и курсов валют, решать вопросы с реструктуризацией задолженностей, управлением ликвидностью предприятия и взаимоотношениями с фискальными органами.

Это особенно актуально для тех компаний, руководство или акционеры которых пропагандируют применение риск-менеджмента, как одного из передовых подходов к управлению бизнесом. Его суть  – давать уверенность, определять и управлять всеми типами материальных рисков, в том числе и погодных, которым подвержен бизнес компании.

Поэтому меняйте стратегию, используйте индивидуальные подходы, готовьтесь к неожиданностям, инвестируйте в защитные технологии, страхуйте имущество. Главное – не игнорируйте то, что может вам навредить.

Так какая там завтра погода?